Организация внеурочной деятельности в школеучебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7 класс)

организация внеурочной деятельности в школе
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7 класс)

В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как:

  • Ухудшение здоровья детей в процессе обучения;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Увеличение числа обучающихся, имеющие вредные привычки;
  • Отсутствие приоритета здорового образа жизни.

Актуальность опыта заключается в том, что только на двух уроках в неделю физической культуры нельзя решить проблему физического воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного развития растущего организма. И только организация полноценной внеурочной деятельности по физической культуре поможет решить эту проблему.

Внеурочная деятельность по физической культуре позволяет учителю не только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в коллективе, команде.

Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в себе, волю, успешно учатся в школе, а затем и в высших учебных заведениях.

Скачать:

Вложение Размер
Файлorganizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx 25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности обучающихся по спортивно-оздоровительному направлению

В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как:

  • Ухудшение здоровья детей в процессе обучения;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Увеличение числа обучающихся, имеющие вредные привычки;
  • Отсутствие приоритета здорового образа жизни.

Актуальность опыта заключается в том, что только на двух уроках в неделю физической культуры нельзя решить проблему физического воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного развития растущего оргазма. И только организация полноценной внеурочной деятельности по физической культуре поможет решить эту проблему.

Внеурочная деятельность по физической культуре позволяет учителю не только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в коллективе, команде.

Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в себе, волю, успешно учатся в школе, а затем и в высших учебных заведениях.

Внеклассное и общешкольное направление физического воспитания входит в систему внеурочных занятий школьников физическими упражнениями и направлены на решение педагогических задач. Имеет место своеобразие в организации внеурочных занятий. Школьнику предоставляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне урочного расписания, в свободное для учащихся время.

В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится ограниченное количество времени. Поэтому для физического совершенствования обучающихся и их спортивной подготовки широко используются внеурочные формы занятий физическими упражнениями.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются следующие:

1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.

2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера.

3. Побудить обучающихся к активным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика.

5. Развить необходимые физические качества.

6. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.

7. Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

При этом должно быть осуществлено повышение здоровья школьников, разностороннее физическое развитие, достижение высокого уровня двигательной и физической подготовленности, нравственной воспитанности учеников, усвоение учениками гигиенических навыков занятий физическими упражнениями, правилами врачебно – педагогического контроля спортсмена.

Читать статью  Презентация по спортивному ориентированиюметодическая разработка

Важным в решении задач физического воспитания школьников является обучение школьников умениям самостоятельно и систематически заниматься физическими упражнениями, формировать личный двигательный режим.

Ответственными организаторами являются

Основным организационно-педагогическим принципом физического воспитания школьников является индивидуальное и дифференцированное применение средств физической культуры и спорта в занятиях с учащимися разного пола и возраста.

Для непосредственной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе создается коллектив физической культуры, который действует согласно Положению о коллективе.

Коллектив физической культуры школы организует свою работу на основе ученического самоуправления, широкой творческой инициативы, самодеятельности учащихся в тесном контакте с врачом и общественными организациями.

Общую ответственность за организацию и работу коллектива физической культуры несет директор школы. Методическую помощь в деятельности коллектива обеспечивает учитель физической культуры, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Школьный коллектив физической культуры совместно с учителями:

  • использует для пропаганды спортивные праздники;
  • создает уголок (стенд) физической культуры, размещает иллюстрированные и другие материалы;
  • организует беседы о значении физической культуры и спорта, правилах гигиены, режиме дня, двигательной активности, привлекая для этого педагогов, родителей учащихся, медицинский персонал школы;
  • обеспечивает судейство спортивных соревнований силами школьников и учителей; помогает учителю физической культуры в определении результатов соревнований;
  • содействует благоустройству спортивных сооружений, обеспечивает сохранность спортивного оборудования и инвентаря;
  • разрабатывает спортивную эмблему школы, образцы спортивной формы, спортивный флаг.

Члены коллектива физической культуры школы обязаны успешно сочетать учебу в школе с регулярными занятиями физической культурой и спортом.

Внеурочные занятий физической культурой и спортом призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные школьниками на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения на основе требований спортивной классификации.

Формы внеурочных занятий физической культурой и спортом: реализуются в кружке подвижных игр и в кружке физической культуры, в группах общей физической подготовки, в спортивных секциях, туристическая работа и др.

1. Занятия в кружке подвижных игр. Подвижные игры являются прекрасным средством массовой внеклассной работы со школьниками. Ценность их заключается в том, что они не требуют специальной подготовки детей, доступны всем ученикам и знакомы по урокам физической культуры.

Подготовка к проведению занятий заключается в планировании игр на определенный отрезок времени (с целью решения задач физического воспитания), правильном выборе игр на очередное занятие, определении оборудования, инвентаря. Важно, чтобы была тщательно проведена подготовка мест для занятий. Следует учесть количество необходимых для игр мячей, булав, скакалок, гимнастических скамеек, палок, затем подготовить различные мелкие предметы: мел, свисток, веревочку, резинку для прыжков и др.

Содержание подвижных игр заимствуется из соответствующих пособий. Выбираются те игры, которые более всего знакомы и интересны детям.

При выборе игр учитываются их образовательное, воспитательное и оздоровительное влияние, возможное количество играющих, размеры помещения (площадки), а также время года, погода, температура окружающего воздуха.

Во избежание резкого утомления детей делаются перерывы для отдыха, используемые для уточнения правил, объяснения новых вариантов игры, указаний, определения результатов, подведения итогов.

2. Занятия в группах общей физической подготовки (ОФП). Они направлены на разностороннее физическое развитие учеников, повышение уровня физической подготовленности и здоровья, выполнение нормативных требований программы, на ликвидацию пробелов в знаниях учебного материала программы. Учитывая, что наполняемость группы не должна превышать 15 человек, при однородном составе школьников физиологическая нагрузка на каждого ученика должна быть высокой.

3. Занятия в спортивных секциях. Занятия в спортивных секциях организуются после уроков и проводятся учителем физической культуры, старшими учениками (по спортивным играм), имеющими подготовку в объеме инструктора по спорту, и под контролем педагога. Работа строится на добровольном участии учеников в занятиях при их широкой самодеятельности под общим руководством школьного коллектива физической культуры. Различные вопросы функционирования секции должны решаться и обеспечиваться самими школьниками посредством направляющих советов педагога.

Читать статью  Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять

Старшие помогают младшим ученикам овладеть спортивными действиями, делятся опытом участия в спортивных соревнованиях.

В зависимости от вида спорта устанавливается начальный возраст для занятий в спортивных секциях. Тренировки проводятся на основе учебного плана работы секции 2—4 раза в неделю по расписанию. Это обеспечивает регулярную посещаемость занятий, постоянство состава группы, команды.

В настоящее время в школе составляется единое расписание учебной и внеурочной работы с тем, чтобы полнее занять свободное время школьников интересной познавательной деятельностью, двигательными действиями в целях всестороннего развития.

4. Туристическая работа. Туристическая работа в ее разнообразных формах в школе как средство активного отдыха детей решает задачи формирования основ естественных движений человека (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, перелезании, метаниях), приучает учащихся к интересным условиям походной жизни. Так как туристические походы и путешествия проходят на свежем воздухе в сочетании с активными формами передвижения.

Они способствуют закаливанию организма школьников, повышению их сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Большие возможности раскрывает туризм в решении воспитательных задач.

Таким образом, в педагогической работе со школьниками туризм рассматривается как средство и метод физического воспитания. Как средство физического воспитания он направлен на широкую двигательную подготовку учащихся, на комплексное развитие физических качеств. Как метод физического воспитания, туризм (в многочисленных формах туристической работы) способствует полноценному решению общих задач физического воспитания в разных возрастных группах школьников. Поэтому туризм должен быть неотъемлемой частью процесса физического воспитания в каждой школе.

При организации туристической работы в первую очередь необходимо изучить Инструкцию по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с обучающимися.

1. Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оздоровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима учеников. В программу дня здоровья и спорта включают: 1) подвижные и спортивные игры; 2) соревнования по программе «Старты надежды»; 3) открытые старты на лучшего бегуна (короткие и средние дистанции), прыгуна, метателя; 4) физкультурные и спортивные развлечения, аттракционы; 5) игры на местности, туристические походы с местом сбора на школьной площадке; 6) показательные спортивные выступления.

Организуют дни здоровья и спорта один раз в триместр. Ученики принимают активное участие в их подготовке и проведении. Школьный коллектив физической культуры назначает актив в помощь учителю физической культуры: инструкторов и судей по спорту, физоргов, членов совета коллектива физической культуры (комиссия по массовой физической культуре и комиссия по спортивным мероприятиям). Учителю физической культуры следует умело скоординировать всю работу актива в подготовке и проведении дня здоровья и спорта.

2. Соревнования «Веселые старты» способствуют широкому привлечению младших школьников к занятиям подвижными играми, различными физическими упражнениями (бег, прыжки, метания), содействуют активному отдыху учеников. Они проводятся в течение всего учебного года и организуются между командами одного класса, командами классов (например, три-четыре команды одного класса соревнуются с соответствующим количеством команд другого, параллельного класса), между учениками 1—2, 3—4 классов. Эти соревнования включаются в школьную спартакиаду, в содержание праздника начала и окончания учебного года, проводятся в рамках программы дня здоровья. Важно, чтобы школьники, участвующие в соревнованиях «Веселые старты», хорошо знали правила подвижных игр, условия выполнения различных физических упражнений, были подготовлены к проявлению физических качеств. Подготовка школьников осуществляется на уроках физической культуры, в процессе занятий в кружках.

3. Общешкольные спортивные соревнования. Проводятся по упражнениям общей физической подготовке, видам спорта (классификационные соревнования), соревнования на первенство школы, соревнования школьной спартакиады. Они определяют результативность занятий учеников физической культурой и спортом, стимулируют их дальнейшее физическое совершенствование.

Правильно подготовленные, хорошо проведенные спортивные соревнования в школе содействуют развитию интереса учеников к урокам физической культуры, занятиям физическими упражнениями дома, в спортивных секциях.

Читать статью  Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правиламиматериал (подготовительная группа)

Школьные спортивные соревнования должны отвечать требованиям массовости и проводиться при объективном и грамотном судействе. Следует тщательно подготавливать места проведения соревнований, украшать их лозунгами, плакатами, вымпелами. На соревнованиях у учеников должно быть создано радостное, приподнятое настроение. Дети должны приходить на соревнования, как на праздник.

Задачи, поставленные педагогом, определяют виды соревнований в школе. Так, имеют место спортивные соревнования на первенство класса, школы; отборочные, показательные, классификационные соревнования. Наиболее распространенными и массовыми являются соревнования по видам спорта, культивируемым в школе.

По системе зачета соревнования бывают личные, лично-командные, командные. Лично-командные и командные соревнования наиболее приемлемы для школы, так как дают возможность выявить как личный результат школьника-спортсмена, так и лучшую команду, занявшую призовое место.

В школе могут проводиться закрытые соревнования (для учеников одной школы), открытые соревнования, в которых принимают участие ученики близлежащих школ, товарищеские соревнования между классами, сборными командами нескольких классов разных школ, матчевые встречи.

5. В 2003 году приказом Минобразования России утверждено новое Положение о Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиада проводится ежегодно по учебным предметам школьного обучения, в том числе и по физической культуре.

6. Спортивно-физкультурные праздники. .

В состязания включают различные эстафеты, перетягивание каната, быстрый турнир по спортивным играм. Завершается праздник массовыми подвижными играми, в которых, помимо учеников, могут принять участие учителя, родители учеников, затем следуют физкультурные развлечения и аттракционы.

7. Мама, папа, я — спортивная семья. Семейные физкультурно-спортивные развлекательные состязания, проводятся в одном или параллельных классах школы. В них участвуют совместно дети и родители учеников.

Организационно – методическое обеспечение.

Внеурочная работа по физической культуре в нашей школе проводится на основании календарного плана спортивно – массовых мероприятий на учебный год и плана по организации физического воспитания обучающихся.

К работе с обучающимися привлекается весь педагогический коллектив и родители. Организатор внеклассной и воспитательной работы, учителя начальных классов проводят подвижные перемены, соревнования для младших школьников «Весёлые старты», «Папа, мама, я – дружная семья». Постоянно действуют спортивные кружки по баскетболу, волейболу, футболу, лёгкой атлетике, настольному теннису для среднего и старшего возраста.

Ежегодно проводятся товарищеские встречи по футболу, волейболу, настольному теннису с учащимися школы и молодежью села. Учащиеся с удовольствием посещают совместные тренировки со взрослыми волейболистами и футболистами. Всё это позволяет юношам и девушкам совершенствовать своё спортивное мастерство.

Обучающиеся школы регулярно принимают участие в районных и областных соревнованиях, товарищеских встречах и добиваются хороших результатов. Проведение полноценной внеурочной работы невозможно без соответствующей спортивной базы.

При помощи администрации сельского поселения сделан ремонт спортивного зала, построен новый стадион со стандартным футбольным полем и беговой дорожкой, а так же баскетбольная и тренажерная площадка.

На базе школы работают группы детско-юношеской спортивной школы по общей физической подготовке, волейболу, футболу, баскетболу и настольному теннису.

Основной идеей опыта является через организацию внеурочной деятельности привить обучающимся любовь к физической культуре и спорту, навыки самостоятельных занятий, здорового образа жизни, добиться высоких спортивных результатов, привить любовь к профессии учителя физической культуры, тренера.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в школе

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существовани.

Организация внеурочной деятельности в школе в условия введения ФГОС

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт которых .

Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся.

«Практика организации внеурочной деятельности в школе в рамках реализации ФГОС»

Доклад по внеурочной деятельности в школе в рамках ФГОС.

Организация внеурочной деятельности в школе

Создание Экологического отряда.

Организация внеурочной деятельности в школе (презентация)

Экологический отряд в школе.

Источник https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2023/03/12/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-shkole