Методика подготовки и проведения физкультурного занятия в старшей группе детского сада
Забота о здоровье, а также воспитание у детей понимания ценности здорового образа жизни — это главные цели образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Основной формой работы в этом направлении является непосредственная образовательная деятельность (НОД), то есть занятия по физкультуре. При их составлении педагог учитывает не только программные требования, но и возраст малышей. Рассмотрим методику работы с детьми старшего возраста, то есть 5–6 лет.
Физкультура в старшем дошкольном возрасте: цели и задачи
Цели проведения физкультуры в детском саду определяются особенностями физического развития малышей конкретного возраста. Для старшей группы целями работы в рамках образовательного направления «Физическая культура», которое на практике осуществляется главным образом через организацию занятий, является:
- развитие правильной осанки (в упражнениях в старшей группе особый акцент делается на формировании навыка сохранять правильное положение тела, когда дети ходят, сидят и стоят);
- укрепление опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы;
- тренировка глазомера (к примеру, упражнениями на метание обеими руками в вертикальную цель);
- формирование командного духа за счёт того, что в старшей группе подвижные игры по большей части соревновательного командного характера;
- воспитание необходимости вести ЗОЖ, заниматься спортом (в старшей группе к выводу о важности следить за своим физическим состоянием подводят видеосюжеты или картинки с образами-антиподами — спортсменом и запустившим своё тело человеком).
Важной целью проведения физкультурных занятий является воспитание ЗОЖ
Достижению этих целей способствует выполнение задач проведения занятий физкультурой с детьми 5–6 лет:
- пополнение двигательного опыта (в сравнении с предыдущим годом, этот вектор развития предполагает разные виды сочетаний упражнений на движение, к примеру, бег спиной вперёд с эстафетной палочкой с бегом приставными шагами);
- обучение пластичности движений (через отработку элементов танцевальных упражнений);
- развитие ловкости, силы, выносливости (эти показатели физического становления ребёнка в старшем дошкольном возрасте могут прорабатываться в комплексе, например, в подвижных играх, а также при выполнении упражнений с мячом, в том числе и за счёт практики подбрасывать его и ловить двумя руками);
- работа над совершенствованием умения сохранять равновесие (к примеру, при приземлении после выполнения прыжка в высоту);
- усложнение правил народных хороводных игр;
- продолжение работы, направленной на воспитание у малышей культурно-гигиенических навыков (самостоятельно мыть руки, умываться, переодеваться после занятия);
- воспитание культуры спортивного поведения (к примеру, учиться правильно себя вести и при выигрыше, и при проигрыше);
- стимуляция интереса к спорту (в старшем дошкольном возрасте многие дети начинают заниматься спортом на профессиональном уровне, поэтому им важно знать об особенностях того или иного вида, а также необходимых для занятий атрибутов);
- привлечение к участию в организации спортивных досугов (например, в выборе набора упражнений для родителей в рамках спортивного досуга «Мы — спортивная семья»).
На физкультурных занятиях дети учатся быть частью команды
Виды физкультурных занятий и упражнений
В практике работы современных ДОУ используется семь видов занятий по физкультуре. Они носят интегрированный характер, так как объединяют собой реализацию целей разных образовательных областей (развития речи, социально-коммуникативного направления, познания и др.):
- традиционные, сочетающие общеразвивающие упражнения с заданиями на отработку скорости бега, ходьбы, упражнениями с мячом, на развитие внимания, а также релаксационные приёмы (в форме дыхательной гимнастики, например);
- ритмическая гимнастика под музыку (упражнения в этом виде занятий носят общеразвивающий характер, могут проводиться хореографом);
- походы (обычно этот вид занятий практикуется весной, летом и, как правило, строится на преодолении полосы препятствий, включающей, например, беговые, прыжковые упражнения, а также задания на метание);
- самостоятельные занятия, суть которых в том, что дети выполняют знакомый им набор упражнений без руководства со стороны педагога, ориентируясь на план и малышей, объявляющих задание, а также при необходимости показывающих его (такие уроки в старшей группе только начинают вводиться в практику);
- танцевальные уроки, на которых дети отрабатывают танцевальные движения (как правило, такой вид физкультурного занятия практикуется перед проведением утренника, когда педагогу требуется отработать с малышами все танцевальные элементы сценария);
- сюжетно-ролевые занятия (обычно этот вид занятий проводится в форме открытых, на которых дети действуют от лица персонажей, а выполнение всех заданий подчиняется развитию сюжета);
- игровые (строятся на участии малышей 5–6 лет в разных видах подвижных игр).
Это интересно. В ряде методической литературы можно найти классификацию из двух видов занятий по физкультуре: традиционных и нетрадиционных. При этом вторые будут включать все шесть описанных выше видов.
По виду атрибутов для выполнения упражнений занятия могут быть:
- со стандартным оборудованием (мячами, скакалками, кеглями и пр.);
- с нестандартным оборудованием (султанчиками, бильбоке и пр.);
- смешанного типа (на уроке представлены оба вида атрибутов).
Примеры нестандартных атрибутов
Сделать интересный реквизит для выполнения физических упражнений несложно. К тому же к этой работе можно подключить детей и родителей.
«Султанчики»
С такими интересными атрибутами дети могут выполнять и пальчиковую гимнастику, и играть в подвижные игры
- капсулы от киндер-сюрприза;
- полиэтиленовый пакет, разрезанный на полоски;
- карандаши;
- шило;
- скотч;
- наклейки на пасхальные яйца.
- Шилом делаем дырку в капсуле от киндера.
- Сворачиваем нижний край пакета так, чтобы он прошёл в это отверстие.
- Наматываем хвостик пакета на один конец карандаша, крепим скотчем.
- Надеваем крышку от капсулы, продев в неё другой конец верёвки.
- Закрываем капсулу и клеим наклейку.
С помощью этого нетрадиционного атрибута дети:
- выполняют общеразвивающие упражнения;
- играют в подвижные игры;
- делают массаж ладоней, вращая карандаш.
«Бильбоке»
Это интересно. В 19 веке в бильбоке играли во всём мире, причём в каждой стране были свои варианты усложнения условий игровой задачи.
Бильбоке отлично трерирует глазомер
- отрезанные верхние части от пластиковых бутылок;
- шнурки;
- шило;
- толстые нитки, иголка;
- капсулы от киндер-сюрприза;
- маркер.
- В крышке от бутылки проделываем дырку.
- Продеваем в неё шнурок и закрепляем его узлом.
- Закручиваем крышечку.
- Верхний край, раструб, обшиваем толстыми нитками.
- Маркером разрисовываем бутылку.
Малыш подбрасывает капсулу и старается поймать её бутылкой.
- тренировать глазомер;
- учиться координировать мелкие движения;
- разрабатывают мышцы предплечья и кисти рук.
Фотогалерея: нестандартные атрибуты своими руками для занятий физкультурой
С помощью разматывания и сматывания моталочки в парах ребята развивают ловкость Упражнения на прыжки, развитие навыка ползанья с тренажёром Солнышко развивают вестибулярный аппарат Игра Попади в корзину воспитывает в малышах здоровое чувство азарта
Виды упражнений в занятиях по физической культуре в старшей группе
На физкультуре с детьми 5–6 лет практикуются задания:
- общеразвивающего характера, в которые включаются и элементы гимнастики, в том числе суставной, обеспечивающей необходимую нагрузку мышцам (например, шеи при выполнении упражнения «Тик-так», когда детям нужно максимально сильно запрокинуть голову назад («тик») и медленно наклонить её вперёд («так»);
- спортивные, включающие отработку движений в том или ином спорте (например, попадание мячом в баскетбольную сетку);
- в форме строевых упражнений (одиночные или групповые перестроения), основное назначение которых отрабатывать темп и ритм движений, а также повышать организованность и дисциплинированность малышей, воспитывать коллективность действий.
Кроме того, в старшем дошкольном возрасте продолжается работа над упражнениями на:
- тренировку бега (в эстафетах);
- равновесие (например, ходьба по верёвке с приставлением пятки одной ножки к носку другой);
- имитацию (дети показывают все движения, упомянутые в рифмовке, к примеру, «Мы ногами топ-топ…», «Наши уточки кря-кря…» и др.);
- на развитие навыка лазанья (к примеру, по гимнастической стенке, используя чередующийся шаг и не пропуская рейки);
- ориентацию в пространстве (в старшей группе эти упражнения носят характер ориентирования в пространстве относительно товарища, к примеру, в игре «Давай дружить» педагог называет действие, которое ребёнок должен выполнить — погладить по правой рукой по голове соседа слева или похлопать по плечу левой рукой товарища, стоящего справа и т. д.);
- развитие внимания (дети двигаются в ритме постоянно меняющихся музыкальных отрывков);
- релаксацию (например, дыхательное упражнение «Задуй свечу», в котором малыши делают глубокий вдох, а потом, сложив губы трубочкой, выдыхают – «задувают свечу», произнося затяжной звук «у»).
Вне зависимости от вида упражнения могут быть с атрибутами или без
Приёмы в работе на занятии по физической культуре в старшей группе
Набор приёмов в любой образовательной деятельности будет идентичен. Различаться будет только степень актуальности каждого.
Речевые приёмы
Для спортивных занятий словесные приёмы не несут такой смысловой нагрузки, как, например, для уроков по развитию речи. На физкультурных занятиях из группы речевых способов взаимодействия с детьми используются:
- загадки, стихотворения для мотивации малышей и включения их в работу (например, перед эстафетой своим воспитанникам я рассказываю стихотворение «Я бегом наслаждаюсь, Бегу, бегу, бегу! Земли едва касаюсь, Как будто я лечу! Свободные движенья, Мне дышится легко! В отличном настроенье Бегу я далеко»);
- инструктаж по выполнению задания (например, в игре «Машина» педагог разъясняет, что дети по очереди берут круг-руль, крутят его и продвигаются, обращая внимание на повороты, остальные дети при этом двигаются вслед за «машиной»);
- чтение (для отработки этого навыка у детей, к примеру, при зачитывании инструкций на станциях весёлых стартов, но всё же этот словесный приём на физкультурных занятиях используется крайне редко).
Наглядные приёмы
Эта группа приёмов в старшей группе представлена атрибутами для выполнения упражнений:
- мячами;
- скакалками;
- кеглями;
- гимнастическими палками;
- мешочками для метания;
- нестандартным реквизитом, о котором говорилось выше;
- мягкими блоками;
- ковриками и пр.
При этом актуальность картинок с иллюстрациями порядка выполнения упражнений по сравнению со средней группой значительно снижается, так как детям старшего дошкольного возраста уже вполне достаточно демонстрации и объяснения.
Основным наглядным приёмом на занятиях физкультурой является демонстрация
Игровые приёмы
Учитывая суть физкультурных занятий, наиболее востребованными, конечно, будут подвижные игры. Следующий приём, занимающий вторую ступеньку пьедестала, это сюжетно-ролевые игры. С их помощью либо педагог презентует тему занятия, а также раскрывает суть заданий, действуя от лица сказочного персонажа, либо дети сами примеряют на себя роли и выполняют задания от их имени. Так, например, в моей практике было проведение открытого урока, в котором мы с детьми разыгрывали весёлые старты от лица героев сказки Н. Носова «Приключения Незнайки».
Что касается дидактических игр, то их цели и задачи реализуются в рамках проведения физкультурных занятий лишь опосредованно. К примеру, в игре «Найди пару» дети повторяют, какие атрибуты для какого вида спорта нужны: малыши делятся на две команды, одни получают карточки с изображением спортивного антуража, а вторые — с реквизитом для игр. По сигналу педагога дети должны объединиться в пары.
Практические приёмы
Как и в средней группе, это творческие варианты осмысления темы:
- рисунки;
- аппликации;
- поделки.
Стоит отметить, что в старшей группе этот список пополняется таким приёмом, как проект:
- дети получают задачу (к примеру, рассказать о каком-либо виде спорта);
- ищут материал, отбирают, по их мнению, интересное и полезное;
- систематизируют его, группируя в блоки;
- оформляют в соответствии с выбранной формой презентации работы (стенгазета, буклет, лэпбук).
Проектным заданием может быть помощь воспитателю в создании лэпбука
Индивидуализация заданий
У всех детей уровень физического развития разный, а значит, и на отработку того или иного упражнения каждому малышу требуется разное время. К тому же, как отмечалось выше, к старшей группе некоторые дети начинают посещать спортивные секции, что отражается на мотивации к выполнению заданий: например, мальчик, посещающий футбольную секцию, будет с удовольствием участвовать в играх с мячом, но при этом может неохотно выполнять упражнения на метание. Нельзя также не учитывать и разность темпераментов: холерики включаются в работу и переключаются с задания на задание быстрее, чем это делают флегматики. Таким образом, индивидуализация работы на занятиях по физкультуре — необходимая составляющая методической работы педагога, которая может реализовываться при помощи:
- заданий разного уровня сложности (если у ребёнка не получается, например, в упражнении на равновесие переставлять ножки по верёвке, стоит отработать эту задачу без верёвки, на ровной поверхности, можно даже на узоре ковра);
- варьирования скорости выполнения заданий (если малышу не даётся попадание мячом в цель, то стоит дать ему возможность ещё 2–3 раза проработать это задание, а уже затем переходить к следующему);
- создания ситуации успеха (на занятии дети должны включаться в разноплановые упражнения, в которых каждый смог бы проявить себя).
В контексте индивидуального подхода задача педагога состоит в том, чтобы найти для каждого малыша задание по душе
Методика проведения занятий по физкультуре в старшей группе
Упражнения по физической культуре отбираются педагогом на основании соответствия тематике конкретного занятия, определённого программой работы ДОУ в старшей группе, и необходимости всесторонней проработки задач физического развития ребят. Соотнести эти два принципа помогает составление календарно-тематического планирования.
Таблица: пример составления календарно-тематического планирования в старшей группе (сентябрь)
Автор — Стаценко Н.П., воспитатель МБДОУ Д/с «Золотая рыбка», г. Семикаракорск, Ростовская область.
- равновесие — ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через кубики, поставленные на расстоянии двух шагов ребёнка, руки на пояс (3–4 раза);
- прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, энергично отталкиваясь от пола (дистанция 4 м), повторить 2—3 раза;
- перебрасывание мячей друг другу, стоя в шеренгах (расстояние между детьми 2 м), бросая мяч двумя руками снизу (10–12 раз).
- упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному, в беге врассыпную;
- тренироваться сохранять устойчивое равновесие;
- практиковать прыжки с продвижением вперёд и перебрасыванием мяча.
- равновесие — ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через кубики;
- прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, энергично отталкиваясь от пола;
- перебрасывание мячей друг другу, стоя в шеренгах.
- упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному, в беге врассыпную, в сохранении устойчивого равновесия;
- тренировать прыжки с продвижением вперёд и перебрасыванием мяча.
- «Пингвины»;
- «Не промахнись»;
- «По мостику».
- упражнять детей в построении в колонны;
- повторить упражнения в равновесии и прыжках.
- прыжки на двух ногах — упражнение «Достань до предмета»;
- броски малого мяча (диаметр 6—8 см) вверх двумя руками;
- бег в среднем темпе до 1,5 минуты.
- повторить ходьбу и бег между предметами;
- упражнять в ходьбе на носках;
- развивать координацию движений в прыжках в высоту (достань до предмета) и ловкость в бросках мяча вверх.
- прыжки в высоту с места — упражнение «Достань до предмета»;
- броски мяча вверх и ловля его двумя руками, с хлопком в ладоши (15–20 раз);
- ползание на четвереньках между предметами (2—3 раза).
- «Передай мяч»;
- «Не задень».
- повторить ходьбу и бег между предметами, врассыпную, с остановкой по сигналу воспитателя, упражнения в прыжках;
- развивать ловкость в беге;
- разучить игровые упражнения с мячом.
- ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2–3 раза);
- равновесие — ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс, голову и спину держать прямо (2–3 раза);
- броски мяча вверх двумя руками и ловля его, броски мяча вверх и ловля его с хлопком в ладоши (10–15 раз).
- упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен, в непрерывном беге продолжительностью до 1 минуты, в ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони, в подбрасывании мяча вверх;
- развивать ловкость и устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
- перебрасывание мячей друг другу в шеренгах на расстоянии 2,5 м одна от другой;
- ползание по гимнастической скамейке (доске) с опорой на предплечья и колени;
- равновесие — ходьба по канату боком приставным шагом с мешочком на голове, руки на пояс.
- «Не попадись»;
- «Мяч о стенку».
- повторить бег, продолжительностью до 1 минуты, упражнение в прыжках;
- развивать ловкость и глазомер, координацию движений.
- пролезание в обруч боком, не задевая за верхний край, в плотной группировке (5—6 раз);
- равновесие — ходьба, перешагивая через препятствие — бруски или кубики, сохраняя правильную осанку (2—3 раза);
- прыжки на двух ногах с мешочком, зажатым между колен, как пингвины (дистанция 3—4 м).
- разучить ходьбу и бег с изменением темпа движения по сигналу воспитателя;
- разучить пролезание в обруч боком, не задевая за его край;
- повторить упражнения в равновесии и прыжках.
- пролезание в обруч прямо и боком в группировке (5—6 раз);
- равновесие — ходьба, перешагивая через бруски (кубики), с мешочком на голове, свободно балансируя руками (2—3 раза);
- прыжки на двух ногах, продвигаясь вперёд, дистанция 4 м (повторить 2—3 раза).
- разучить ходьбу и бег с изменением темпа движения по сигналу воспитателя;
- разучить пролезание в обруч боком, не задевая за его край;
- повторить упражнения в равновесии и прыжках.
- «Поймай мяч»;
- «Будь ловким».
- упражнять в беге на длинную дистанцию, в прыжках;
- повторить задания с мячом, развивая ловкость и глазомер.
Временной план физкультурного занятия в старшей группе
Как и в средней группе по установке Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) физкультурные занятия в старшей группе продолжительностью 30 минут проводятся три раза в неделю. Из них два урока организуются в спортивном зале, а один, если позволяют погодные условия, на улице. Структура занятия при этом остаётся неизменной:
- введение (до 6 минут), призванное мотивировать ребят на работу и включающее упражнения на формирование правильной осанки, укрепление костно-мышечного аппарата;
- основная часть (до 20 минут), в процессе которой дети знакомятся с новыми упражнениями общеразвивающего вида, заданиями на ориентирование в пространстве, удержание равновесия, отработку навыка лазанья, метания и закрепляют их выполнение, в том числе и в подвижных играх;
- заключительный этап (до 4 минут), направленный на возвращение детей в спокойное состояние после физнагрузок при помощи дыхательных упражнений или малоподвижных игр.
Завершить занятие можно спокойным упражнением для восстановления дыхания
Таблица: Овкаджиева Д.Т. конспект физкультурного занятия на тему «Путешествие в страну Здоровейка» в старшей группе (фрагменты)
- ходьба обычная — 15 сек;
- ходьба на носках — 10 сек;
- ходьба на пятках –10 сек;
- ходьба с высоким подниманием бедра — 15 сек…>
- И. п.: ноги на ширине плеч, палка внизу.
- 1 — палка перед грудью.
- 2 — палка вверх.
- 3 — палка перед грудью.
- 4 — исходное положение.
Упражнение «Наклонись, палкой пола ты коснись»
Инструкция:
- И. п.: ноги на ширине плеч, палка внизу.
- 1 — палка вперёд.
- 2 — наклон вперёд, коснуться пола.
- 3 — выпрямиться, палка вверх.
- 4 — исходное положение…>
Источник https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-fizkulturnogo-zanyatiya-v-starshey-gruppe.html