Комплекс утренней гимнастики в старшей группе по ФГОС: картотека

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе по ФГОС: картотека

Согласно ФГОС, одним из направлений реализации образовательной программы дошкольного учреждения является осуществление физического развития детей. Важная роль в системе физического воспитания отводится зарядке, которая является обязательным пунктом режима дня в детском саду. Чтобы можно было разнообразить эти занятия, предлагаем эту картотека комплексов утренней гимнастики в старшей группе на год.

На месяц выбирается по два комплекса упражнений: с предметами и без предметов. Каждый комплекс состоит из трех частей:

  • разминка (ходьба, бег);
  • общеразвивающие упражнения;
  • завершение (ходьба, бег, прыжки).

Упражнения нужно повторять по 5-7 раз, прыжки — по 2-3 раза.

Роль зарядки в образовательном процессе

Утренняя гимнастика (зарядка, гигиеническая гимнастика) представляет собой комплекс физических нагрузок в игровой форме, составляющий часть двигательного режима воспитанников детского сада, который помогает укреплять, сохранять и совершенствовать физическую форму, а также способствует успешному началу рабочего дня и организации последующих видов деятельности.

Цели и задачи организации зарядки

В работе с детьми старшей группы целями подготовки и проведения утренней гимнастки является:

  • совершенствование двигательных навыков (бега, прыжков, приседаний);
  • проведение профилактических мер, направленных на предотвращение развития плоскостопия, нарушений осанки;
  • выработка красиво ходить;
  • закрепление умения соотносить свои движения с темпом и ритмом, в которых работают товарищи;
  • воспитание основ культуры здоровья, связанных с осознанием его ценности;
  • приобщение к занятиям спортом (многие ребята старшего дошкольного возраста пробуют свои силы в занятиях любительским или профессиональным спортом);
  • воспитание трудолюбия, целеустремлённости, дисциплинированности, а также поощрение самостоятельности.

Рекомендуем почитать ► Табышмаклар татарча жаваплары белен

Дети идут с ленточками

Утренняя зарядка направлена на общее физическое развитие детей

Чтобы реализовать поставленные цели, при проведении зарядки педагог решает следующие образовательные задачи:

  • способствовать пробуждению организма ребёнка (к примеру, в старшем дошкольном возрасте у большинства детей уже вполне сформирован биологический ритм подъёма и отхода ко сну, поэтому «совам» начинать новый рабочий день приходится нелегко, а значит, они нуждаются в помощи);
  • стимулировать работу сердца, сосудов и органов дыхания (например, с помощью беговых упражнений и прыжков), активизирует зрительные и слуховые каналы восприятия;
  • тренировать и укреплять мышцы;
  • повышать выносливость (это достигается за счёт обогащения тканей и органов кислородом в процессе выполнения зарядки);
  • задавать организованный характер занятиям другими видами деятельности;
  • объединять ребят общим видом активности (утренняя гимнастика переключает внимание детей с игр, общения на выполнение единого для всех комплекса физических упражнений);
  • знакомиться с разными видами спорта, в том числе и сезонными (дети также узнают факты из истории того или иного вида спорта, имена известных спортсменов и пр.);
  • выделять виды спорта для занятий вне стен детского сада (одним из способов это сделать является близкое знакомство с разными видами спортивных занятий — посещение местного катка, бассейна).

Рекомендуем почитать ► Родительское собрание Воспитание ребенка в условиях современной семьи

Условия для организации зарядки в старшей группе

Требования к проведению комплекса физических упражнений с утра регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

  1. Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком.
  2. Длительность комплекса физических упражнений в старшей группе составляет от 8 до 10 минут.
  3. В зимний период и в плохую погоду зарядка проводится в спортивном или музыкальном зале, в летние дни гимнастика организуется на улице.
  4. При проведении гимнастики в помещении, его необходимо предварительно проветрить и позаботиться о том, чтобы температура воздуха не превышала отметку в 16 градусов.
  5. За подготовку и проведение утренней гимнастики отвечает либо воспитатель, либо инструктор по физическому воспитанию. Последний назначается ответственным в случае, если зарядка проводится на улице. Такое распределение ролей связано ещё и с тем, что на площадке утренняя зарядка обычно организуется сразу для нескольких групп.
  6. Дети и педагог обязательно должны быть одеты в спортивную одежду. Малыши надевают шорты и футболки или спортивные костюмы в зависимости от погоды. Волосы у девочек и педагога обязательно должны быть подвязаны.
  7. В утренний блок включается 5–6 упражнений общеразвивающего характера, которые проводятся из разных исходных положений с привлечением спортивного инвентаря (мячей, скакалок, обручей и пр.), а также без предметов.
  8. На отработку одного комплекса отводится около недели. Каждое упражнение выполняется в 3–4 подхода.
Читать статью  Как правильно заниматься на тренажерах? Комплекс упражнений и занятий на тренажерах для похудения, а также другие полезные советы

Рекомендуем почитать ► Школьная олимпиада по математике (2 класс) с ответами

Дети стоят с гантелями в хулахупах

Старшие дошкольники довольно быстро усваивают порядок выполнения упражнений

Виды упражнений для утренней гимнастики в старшей группе

Скука — главный враг любого вида деятельности, в том числе и зарядки. Однако у этого вида активности есть ещё и задача воздействовать на все группы мышц. То есть помочь всестороннему физическому становлению малыша и при этом не наскучить можно созданием комплексов упражнений игрового характера, направленных на решение конкретной задачи развития. Поэтому существует несколько видов заданий для зарядки:

  • направленные на общее развитие (комбинации из прыжков, ходьба, бег), но при этом задания не объединены общей сюжетной линией;
  • комплексы с сюжетом (это такие же общеразвивающие блоки, но с общими героями, сюжетными поворотами, например, «Птицы и насекомые», «Новый год» и др.);
  • блоки упражнений с предметами — мячами, обручами (могут быть сюжетными и бессюжетными);
  • блок из 3–4 подвижных игр (к примеру, «Xитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Карусель», «Кружева»);
  • гимнастика с элементами аэробики (такие комплексы разрабатываются инструктором по физическому воспитанию и проводятся обычно только в помещении);
  • соревнования в беге (это летний вид зарядки);
  • преодоление полосы препятствий, составленной из мягких модулей (в старшем дошкольном возрасте такой вид утренней гимнастики уже не пользуется былой популярностью у детей);
  • зарядка на тренажёрах (беговых дорожках, батутах).

Рекомендуем почитать ► Портал педагога, Аппликация — Продукты питания

Дети выполняют упражнения с палкой рядом с ковриками для йоги

Особую популярность набирают комплексы упражнений, которые выполняются на ковриках для йоги

Это интересно. Последний вид утренней гимнастики применим в том случае, если материально-техническая база ДОУ позволяет обеспечить спортивный зал подобным оборудованием. Но при отсутствии такой возможности, упражнения можно разнообразить применением ручных эспандеров в виде зверушек, «стреляющих» мягкими мячиками. Как показывает практика, малыши с большим азартом включаются в соревнования «Кто дальше выстрелит».

Разбейте ее на три этапа

Разделите работу на три этапа: вводный, основной и заключительный. Каждый имеет свои определенные задачи:

  1. Вводная часть мобилизует внимание чада, настраивает на согласование с коллективом, корректирует осанку, подготавливает организм к более сложному.
  2. Основной этап укрепляет,развивает мышцы, формирует правильное положение тела.
  3. Заключительная часть восстанавливает дыхание, сердцебиение, расслабляет после тренировки.

Заинтересуйте

Чтобы физзарядка была интересна детям, нужно учитывать некоторые принципы:

  • доступна для всех;
  • от простых задач к сложным;
  • наглядна;
  • сюжетная;
  • музыкальная;
  • игровая;
  • в стихах;
  • с предметами.

Наглядность может обеспечить:

  • воспитатель, который показывает движения;
  • картинки с изображением детей, которые выполняют задание;
  • если занятие сюжетное, помогут иллюстрации мультфильмов, сказок.

Рекомендуем почитать ► Оформление уголка настроения в детском саду

Очень нравится малышам сюжетность. Превратите все в увлекательную сказку-приключение. Например, пусть ведущей будет Красная Шапочка. Когда она попадает в беду, дети ей помогают.

Очень важно музыкальное сопровождение. Ходьба, потягивание – более спокойная мелодия, бег, прыжки – энергичная, веселая.

Дети всегда приветствуют игру. Так им легче запомнить движения, слова. Чаще всего воспитатели предлагают поиграть в конце физзарядки. Но если правильно подобрать игру, то можно использовать ее вначале.

Круто, если зарядка проходит под музыку и со словами. Дети прекрасно воспринимают стихотворный комментарий. Они более охотно включаются в работу, гораздо быстрее все схватывают, заучивают. Главное – на их лицах появляется улыбка.

Конечно, ребята любят заниматься с предметами. Это могут быть мячи, гантели, обручи, платочки, веревки, кубики, игрушки…

Сюжетная, игровая зарядка, с предметами, в стихах – все это относят к нетрадиционной форме проведения. А традиционная – это набор обычных упражнений для общего развития.

Утренняя гимнастика в старшей группе в таблице упражнений «Котик»

Комплекс включает в себя разминку, 5-7 упражнений основной части зарядки, завершающий этап – спокойная ходьба. В таблице упражнений «Котик» утренняя гимнастика в старшей группе рассчитана на 15-20 минут.

Рекомендуем почитать ► Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Осенний лес»

Порядковый номер Описание упражнения Количество повторений Уточнения
1 «Котик учится ходить»
Ходьба по кругу, руки на поясе, потом к плечам, в стороны и снова на поясе.
1-1. 5 минут Прямо держать спину, смотреть перед собой.
2 «Котик расшалился»
Ходьба приставным шагом по кругу, руки на поясе.
1-1. 5 минут Не спешить, держать интервал друг с другом
3 «Разминает котик шейку»
Круговые движения головой
5-6 раз в каждую сторону Выполнять движения плавно, без резких рывков
4 «Тренирует котик лапки»
Круговые движения локтями
5-6 раз в каждую сторону Стараться держать корпус неподвижно
5 «Кот качается вперед»
Наклоны вперед
5 раз Держать равновесие, стараться дотянуться до пола.
6 «Кот валяется на спинке»
Качаем пресс из положения лежа на спине
4 раза Не отрывать ноги от пола.
7 Ходьба с высоким подниманием колен 1-1, 5 минут Не спешить, держать равновесие и темп
8 Ходьба в спокойном темпе с подниманием рук и опусканием их вниз 1-1, 5 минут Следить за дыханием, не спешить.
Читать статью  Организация внеурочной деятельности в школеучебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7 класс)

В каждом детском саду в любой возрастной группе день начинается с зарядки. Чтобы ребята с удовольствием выполняли упражнения, утренняя гимнастика в стихотворной форме проводится в виде игры. Сделать это занятие более увлекательным помогают забавные стишки. Они создают весёлое настроение, поддерживают ритм упражнений, обучают, учат детей физической культуре.

Рекомендуем почитать ► Материал на тему: Анкета для родителей «Нравственно-эстетическое воспитание детей», Социальная сеть работников образования

Особенности утренней гимнастики в подготовительной группе

Для детей 6 лет очень важно заниматься утренней зарядкой. В этом возрасте они как никогда все больше и больше сидят за столом: обучаются письму и чтению. Поэтому они больше подвержены получить искривление позвоночника и нарушение осанки.

Утренняя гимнастика в подготовительной группе должна проводится ежедневно. Как правило, она состоит из трех частей: начальной, основной, заключительной.

Первая часть заключается в легком беге и занимает 30-90 секунд. После следует основной комплекс упражнений на развитие основных групп мышц (10-12 минут). зарядка заканчивается спокойной ходьбой или спокойными малоподвижным играми.

упражнения утренней гимнастики

Конспект утренней гимнастики (с мячом) для старшей группы

Конспект утренней гимнастики (с мячом) для старшей группы

Комплекс утренней гимнастики мячом)

Построение в колонну. Ходьба приставным шагом боком, ходьба, перешагивая через гимнастические палки, руки в стороны, легкий бег. Бег с выполнением задания: подпрыгнуть. Ходьба обычная.

ОРУ с малым мячом.

Построение в две колонны, по ориентирам.

1- И. П. — о. с., руки внизу, мяч в правой руке.

Рекомендуем почитать ► Переделанные песни ко Дню рождения

1. подняться на носки, руки вверх, переложить мяч в другую руку. 2. вернуться в и. п. 3-4 то же. (5-6р.)

2- И. П. — ноги на ширине плеч, мяч перед собой.

1. наклонится вперед, коснуться мячом пола. 2. вернуться в и. п. 3-4 тоже. (5-6р)

3-И. П. – о. с., мяч в правой руке внизу.

1. поднять согнутую в колене ногу, переложить мяч в другую руку, 2 вернуться в и. п., 3-4 то же. (5-6р.)

4-И. П. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в правой руке.

1. Наклон туловища влево, переложить мяч в левую руку, 2. И. п. 3-4 то же. (5-6р.)

Прыжки на двух ногах, вокруг мяча. В чередовании с ходьбой, выполняя упражнения на восстановление дыхания.

Ходьба обычная, дыхательное упражнение.

Комплекс утренней гимнастики. Планирование на год (младшая группа) (сентябрь) I. Ходьба в произвольном направлении, на месте, повернуться ко взрослому. II. Основные движения: 1. «Погреем ручки» — и. п. руки.

Рекомендуем почитать ► Новая аттестация учителей с 2023 года | учителей, форма

Комплекс утренней гимнастики «Весна в лесу» (младшая группа) Комплекс утренней гимнастики (младшая группа) «Весна в лесу» Вводная: Ребята, наступила весна. Мы с вами отправляемся в лес посмотреть,.

Комплексы утренней гимнастики (средняя группа) II Комплекс упражнений 3 – 4 неделя. «Зайка – заинька – зайчишка». Вводная часть. Воспитатель в шапочке зайца: Зимой беленький, летом серенький.

Конспект гимнастики после сна (старшая группа) Цель: — Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью физических упражнений; — Устранение сонливость и вялость; — Помочь организму.

Конспект утренней гимнастики Место проведения: спортивный зал. Программные задачи: 1. Продолжать учить дошкольников чётко и правильно выполнять упражнения, соблюдая.

Конспект утренней гимнастики младшей группы Комплекс утренней гимнастики. Программные задачи: Упражнять детей в ходьбе и беге в колонне по одному, ходьбе на носочках, закреплять двигательные.

Конспект утренней ритмической гимнастики №2 (без предметов) Дата проведения: 5 ноября 2014 года. Оборудование: аудиозапись. Задачи: Воспитательные – воспитание интереса к двигательной активности и.

Открытый показ утренней гимнастики в подготовительной к школе группе (с использованием элементов ритмической гимнастики) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 281» г. о. Самара Конспект нетрадиционной.

Рекомендуем почитать ► 2 младшая группа календарный план

Сценарий утренней гимнастики. Вторая младшая группа Весёлое путешествие Колобка Цели. Образовательные: — закрепить умение детей пролезать через дугу, ходить приставным шагом, бегать врассыпную,.

Конспект утренней гимнастики с элементами корригирующей гимнастики «Лисичка-сестричка» в средней группе Утренняя гимнастика «Лисичка – сестричка» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) Вводная часть Дети входят в зал. Воспитатель.

Правила проведения утренней гимнастики в ДОУ

Существует ряд противопоказаний для занятий гимнастикой. Если у ребенка наблюдается:

  • расстройство деятельности сердечно-сосудистой системы,
  • расстройство работы двигательного аппарата,
  • значительная общая слабость,

— то он должен быть освобожден от утренней зарядки.

Читать статью  Соревновательные упражнения и их характеристика

Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц. Утренняя зарядка имеет всегда вводную часть, основную часть и заключительную.

Начинается гимнастика с короткой ходьбы и небыстрого бега. После этого дети выстраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений.

В первую очередь задания включают в себя упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса. Дети поднимают руки вверх, тянут вперед, в стороны. Подобные упражнения направлены на профилактику сколиоза, укрепление грудной клетки.

Рекомендуем почитать ► Материал на тему: Анкета для родителей «Нравственно-эстетическое воспитание детей», Социальная сеть работников образования

Затем следуют упражнения, укрепляющие мышцы ног. Дети отставляют ноги в сторону поочередно, назад, приседают, поднимают согнутую в колене ногу и прочее.

Заключительный комплекс упражнений включает в работу мышцы живота, спины и туловища. Дети делают наклоны вперед, в стороны, повороты.

Гимнастика завершается спокойным видом деятельности: непродолжительной ходьбой, релаксацией, пальчиковой игрой, упражнениями на восстановление дыхания.

В том случае, если гимнастика проводится по подгруппам, то ее длительность зависит от возраста детей:

  • для младшей группы – 4-5 минут,
  • для средней группы – 5-6 минут,
  • для старшей группы – 8-10 минут,
  • для подготовительной группы – 10-12 минут.

Каждые две недели рекомендуется менять комплекс упражнений. Повторить пройденный материал можно спустя несколько месяцев.

Как правильно делать зарядку

При организации утренней зарядки для детей, соблюдайте рекомендации:

  1. Хорошо проветривайте помещение. По возможности выходите на улицу, чтобы заниматься на свежем воздухе.
  2. Не занимайтесь во время болезни. Или исключите тяжелые упражнения, требующие повышенной нагрузки на организм.
  3. Средняя продолжительность зарядки составляет 20 минут.
  4. Включите любимую музыку, имитируйте танцевальные движения — это непременно понравится вашему малышу.
  5. Занимайтесь регулярно. Исключите только дни болезни.
  6. Не заставляйте ребенка повторять ваши движения с точностью. Даже если у него не получаются упражнения, не ругайте его и не стыдите.
  7. Начинайте всегда с простых упражнений.
  8. Перед зарядкой дайте ребенку попить воды.

Рекомендуем почитать ► Родительское собрание Воспитание ребенка в условиях современной семьи

И главное — это хорошее настроение. Изначально пусть зарядка будет игрой, разрешите ребенку самому придумывать упражнения. Постепенно включайте более сложные движения, требующие применения физической силы.

Утренняя зарядка для детей школьного возраста. Полный комплекс.

Для школьников зарядка не менее важна! Кроме физического развития, зарядка поможет быстро проснуться и отправиться в школу бодрым и энергичным.

  1. Начинать всегда стоит с ходьбы на месте. Разогреваем мышцы и готовимся к растяжке.
  2. Далее, ставим ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вправо, затем влево, медленно наклоняем голову. При этом туловище находиться в неподвижном состоянии. По 4 раза в каждую сторону.
  3. Остаемся в том же положении. Одну руку вытягиваем вверх, другая остается внизу. Теперь попеременно меняем руки перед собой. 8 раз.
  4. Повороты корпусом. Все тоже положение, ноги на ширине плеч. Руки на поясе. Делаются поочередно повороты в стороны. Повороты делаются полностью все туловищем и нужно постараться как можно дальше завести локоть за себя, чтобы лучше растянуть мышцы. По 4 в каждую.
  5. Далее, руки вытягиваются в стороны и начинаются наклоны вправо и влево. При этом таз не двигается, все действия совершаются только верхней частью. Во время наклона сначала правая рука тянется к левой ноге, затем наоборот. По 4 раза в каждую сторону.
  6. После переходим на полные наклоны. Обе руки сначала стремятся к правой ноге, затем подъем и снова опускаемся, но уже к левой. По 4 раза к каждой ноге.
  7. Сесть на пол. Развести ноги на ширину плеч. Руки завести за голову в замок. Делаются повороты в правую и затем в левую сторону. По 4 подхода.
  8. Оставаясь сидеть на полу, ноги соединяем вместе. Делается упор руками сзади. Теперь по очереди поднимается сначала правая прямая нога, затем левая. При этом необходимо стараться поднять ногу как можно выше. По 4 раза.
  9. Предпоследнее упражнение, прыжки через приседание. Сначала необходимо присесть, но не полностью, а вполовину. Затем на подъеме сделать толчок от пола и как бы выпрыгнуть вверх. Во время приземления сразу уходим на приседание и повторяем эти действия 8 раз.
  10. В заключение медленно потянуться вверх, подняться на носочки, сосчитать до 4. Затем медленно опускаемся на полную ступню, при этом туловище наклоняется вперед и к ногам. Наклониться как можно ниже зафиксировать положение и потянуть мышцы. Если растяжка хорошая, можно обнять ноги руками. Посчитать до 4 и подняться в исходное положение.

Рекомендуем почитать ► Табышмаклар татарча жаваплары белен

Подбирая утреннюю зарядку для своего ребенка, смотрите на его способности, здоровье. Уделяйте внимание растяжке, это улучшает кровообращение и, соответственно, улучшает обмен веществ. Дополнительно для крепкого здоровья хорошо будет закалять малыша с детства, делать периодические массажи и следить за питанием. Будьте здоровы!

связанные посты

  1. Конспект утренней гимнастики в средней группе «Веселая зарядка»
  2. Речевки для утренней гимнастики
  3. Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС
  4. Конспект гимнастики после сна в старшей-подготовительной группе

Источник https://www.getsoch.net/kompleks-utrennej-gimnastiki-v-starshej-gruppe-po-fgos-kartoteka/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *