Итоговый проект по обществознанию на тему: «Взаимоотношения родителей и детей»

Итоговый проект по обществознанию на тему: «Взаимоотношения родителей и детей»

Зуева Елена Николаевна

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.

Скачать:

Вложение Размер
Итоговый проект по обществознанию на тему: «Взаимоотношения родителей и детей» 50.27 КБ
приложения 19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Агибаловская средняя школа»

на тему: «Взаимоотношения родителей и детей»

Выполнила: Паю Алина

ученица 9-го класса

Руководитель: Зуева Елена

Николаевна, учитель истории

МБОУ « Агибаловской СШ»

Холм — Жирковского района

д. Агибалово, 2018г.

II. Основная часть …………………………………………………… 5-10 стр.
2.1. Особенности подросткового возраста …………………….. 5- 6 стр.
2.2. Сфера общения подростков.……………………………….. 7-8 стр.
2.3. Взаимоотношения подростков с родителями………………9-10 стр.

III. Исследование взаимоотношений «подросток — родители» ….11-12 стр.

3.1. Ход исследования………………………………………………11 стр.

3.2. Анализ полученных результатов. Вывод …………………….12 стр.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.

Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми.

Актуальность темы: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность.

Цель работы: исследовать взаимоотношения подростков с родителями.

Объект исследования – подростки в возрасте 15-16 лет.

Предмет исследования — взаимоотношения подростков с родителями.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

— изучить литературу по данной теме;

— рассмотреть особенности подросткового возраста;

— рассмотреть сферу общения подростков в семье;

— исследовать взаимоотношения подростков с родителями.
Гипотеза – мы предполагаем, что на взаимоотношения подростков с родителями влияет психологическая атмосфера в семье. Попробуем это выяснить с помощью тестирования родителей и детей.

Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания.

Читать статью  Гражданское право по Судебникам 1497 и 1550 гг.

В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных сторон.

II. Основная часть

2.1. Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – самый трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст исследовали многие психологи.

Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.) [1] [цитирую по книге (1. с.18)].

Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет, развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. У подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими. Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена:

Во-первых, происходящими в это время сдвигами, которые носят характер ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер.

Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста [2] [(4. с.217].

Центральное новообразование этого возраста, возникновение представления о себе как «не о ребенке», подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

2.2. Сфера общения подростка в семье

Подростковый возраст характеризуется как период внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека проявляется «чувство индивидуальности». В этом возрасте возникают типичные субъективные трудности, которые испытывают и переживают дети и специфические для данного возраста явные или скрытые конфликты [3] [(2. с.12].

Наиболее типичные виды конфликтных ситуаций:
1. Эмоциональное отвержение.

Чаще всего эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. Наибольшую опасность эмоциональное отвержение представляет для чувственных ребят. Они могут испытывать страдания — до глубокой угнетенности, депрессии, нежелании жить.

2. Эмоциональное потворство.

Одна из особенностей, отличающих такие семьи: ребенок — центр всей жизни взрослых. Требования здесь к ребенку зачастую минимальны, в лучшем случае они ограничены учением. Запреты мягки. Всегда и во всем родительский контроль уступает место любовному покровительству. Но суровые будни современной жизни ставят все на свои места и тогда подросток оказывается в совершенно другом положении, где и возникают конфликтныеситуации.
3. Авторитарный контроль.

Воспитание происходит по той же методике, что и в эмоциональном потворстве только на первый план выходит авторитет родителей. Вместо мягкого покровительства здесь практикуется строгий контроль. Главная воспитательная линия проявляется в многочисленных вариантах родительского нажима. Конфликты родителей со своими детьми — весьма частое явление. Основные причины их, со стороны взрослых:

— Недостаточное высокая успеваемость и плохое поведение в школе;

Читать статью  Типы семей

— Пренебрежение родительскими советами [4] [(3. с.125].

3. 3. Взаимоотношения подростков с родителями

Основная проблема, возникающая у подростков, — проблема взаимоотношений с родителями. В этом возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на доверии и уважении. В большинстве семей этот процесс воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Она протекает с конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. В зависимости от царящей в семьях обстановки, их можно разделить на пять групп:
1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей.

В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются.
3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т.д.

У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
4.Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями.

5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь «ненормальные» отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной многих преступлений подростков. Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция подростка в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
На протяжении всего подросткового возраста наблюдается потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями.

Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, обучающиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми «на равных».

III. Исследование взаимоотношений «подросток — родители»

3.1. Ход исследования

Исследование проходило в 9 классе, среди обучающихся, и их родителями.

Для обучающихся и родителей был проведён тест на взаимную любовь детей и родителей (см. приложение №1,2) [5] .

Всего в исследование приняло участие 6 семей (см. приложение № 3-8). Целью которого было, выявления детско-родительских взаимоотношений в семье.

3.2. Анализ полученных результатов

Результаты проведенного теста подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их подростки:

— большая часть подростков считает, что они очень хорошо понимают своих родителей и стараются быть для них поддержкой и опорой, всегда готовы подать им руку помощи. Некоторые подростки не хотят проводить свободное время с семьей, а предпочитают провести его со своими друзьями.

Читать статью  Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школыстатья на тему

Результаты проведенного теста родителей позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их родители:

— большая часть родителей считают, что для них дети – это их радость, поддержка и опора. Они всегда помогают своим родителям по дому, любят проводить время с семьей и родители всегда в курсе всех подробностей и изменений в жизни детей. Некоторые родители считают, что их дети очень мало общаются со своими родителями, не понимают их и не доверяют им.

Вывод: Таким образом, у 50% моих одноклассников отношения с родителями складываются в целом не плохо, но над ними стоит поработать. У 16,67% моих одноклассников отношения с родителями складываются тяжело, хорошими такие отношения назвать сложно, но в результате упорной работы они обязательно станут лучше. У 33,33% учеников 9 класса отношения с родителями очень даже хорошие, такие отношения не требуют никаких изменений. Среди родителей моих одноклассников 66,67% можно сказать, что просто балуют своих детей, в таких семьях возможны недопонимания, но родители всегда найдут компромисс, чтобы уберечь своего ребенка от лишних стрессов. 33,33% родителей моих одноклассников пытаются воздержаться по отношению к ребенку каких-либо крайностей, точнее можно сказать, что это один из самых правильных методов воспитания ребенка, в такой семье родители пытаются излишне не баловать ребенка, но и ни в коем случае не ущемлять ребенка в чем-либо.

IV.Заключение
В данной работе рассматривалась проблема отношений между подростками и их родителями в семье, которая особенно актуальна в наше время в связи с ускорением темпа современной жизни, с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально-ролевых предписаний. Проблема взаимоотношения подростков с родителями была и остается всегда актуальной. Возраст человека — один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по-разному воспринимает различные жизненные ситуации.

В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он занимается формированием собственной индивидуальности, с другой — в связи с новым своим положением налаживает новые связи с родителями. Это противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого характерно именно для подросткового возраста.

Проблема взаимоотношений родителей и детей существовала во все времена. Но наиболее напряженные отношения присущи именно подростковому возрасту, когда ребенок переживает кризис, связанный с половым созреванием и психологическим взрослением.
Наша гипотеза подтвердилась, на взаимоотношения родителей с подростками влияет психологическая атмосфера в семье. Поэтому для подростка характерна конфликтность взаимоотношений с родителями. Но, несмотря на случающиеся конфликты, большинство подростков все же характеризуют отношения в семье как теплые, связанные с переживанием положительных эмоций.

Литература

1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. / Под ред. Олеся Борисовна Дарвиш. Владос-Пресс, / 2003 г. — 202.

2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. — М.: Просвещение, 1991. — 324 с.

3. Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. — Ростов н/Дону: Феникс, 1997. — 224 с.

4. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

Источник https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/04/04/itogovyy-proekt-po-obshchestvoznaniyu-na-temu-vzaimootnosheniya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *