Диагностические методы изучения личности иал по теме

Диагностические методы изучения личности учащихся.
материал по теме

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого вы можете воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document icondiagnosticheskie_metody_izucheniya_lichnosti_uchashchegosya.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого кл. рук-ль может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучение личности мл. школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

Информационная функция заключается в том, чтобы:

-выявить относительный уровень развития ребенка;

-выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;

-определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция заключается в том, чтобы:

-способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;

-определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция заключается в том, чтобы:

-иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;

-определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция заключается в том, чтобы:

-использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

-создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

1.Определить уровни развития ребенка.

2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3.Увидеть норму и отклонение.

4.Проанализировать полеченные факты.

5.Установить причины изменений.

6.Выработать план дальнейшей работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

Правило первое . Содержание методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе . Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье . Результаты исследования должны анализироваться компетентными людьми.

Правило четвертое . Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.

Правило пятое . По результатам исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

Правило шестое . Необходимость педагогической диагностики должна разъяснятся учащимся и их родителям.

БЕСЕДА является одним из главным методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребенком, так и с взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание ее разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребенка и взрослого.

Ребенок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый – в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребенком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

Читать статью  Семейные отношения: секрет счастливого супружества

-педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;

-педагог обладает такими качествами, как тактичность, коммуникабельность, «направленность на ребенка»;

-педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;

-умеет точно воспринимать информацию и использовать ее без искажений;

-проявляет гибкость в формулировании вопросов детям;

-педагог умеет правильно формулировать вопрос.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

ОПРОСНИК дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов, конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениями.

ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ позволяют изучить отношение учащихся к миру, к самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

АНКЕТЫ дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

ГРАФИЧЕСКИЕ И РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

СОЧИНЕНИЯ помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Мой портрет в интерьере

Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографий, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.). учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Я – красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Учащимся предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им помогает педагог). Задача ребенка – выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя запись песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.

МОИ ЛЮБИМЫЕ ВЕЩИ

Предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

8.Любимый день недели — …

9.Любимый певец (певица) — …

Учащиеся класса готовят рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность.

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2 классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:

1.Сказка о моем портфеле.

2.Необычная история об обычном дневнике.

4.Необычные приключения обычного школьника.

5.Сказочная история о том, как …

Учащиеся сами определяют тему «как» (ак я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.).

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.

Читать статью  Типы семейных отношений

ЧТО У МЕНЯ НА СЕРДЦЕ

Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Учитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживания ребенка, найти пути их преодоления.

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это- градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно – 38 , 39, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека – 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желание что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в такую игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предла г ается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например (русский язык -39, математика – 36,6)

Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету,

Эту методику уместно использовать в конце учебного года в 1 классе. Им предлагается выступить в роли фотографов – сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое фото ученик заменяет именем ребенка. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены 3 рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть ее на листочке. Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

Учащимся предлагается поиграть в волшебников, каждый получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается … В кого? Они должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика дает возможность выразить ребенку свое эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

Учащимся предлагается немного пофантазировать и отправиться 1 сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:

Читать статью  Функциональная и дисфункциональная семья: что это значит

1.Как выглядит лесная школа?

2.Какие предметы есть в расписании лесной школы?

3.Кто учит зверят в лесной школе?

4.Какой он – учитель в лесной школе?

5.Какие отметки ставят в лесной школе?

6.Как учатся зверята в лесной школе?

Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

1.Что я знаю о русском языке?

2.Что я знаю о математике?

3.Мой самый любимый предмет

4.Мое самое любимое занятие.

5.Мой самый грустный день в школе.

6.Мой самый счастливый день в школе.

7.Мой выходной день.

8.Что я думаю о моей учебе в школе.

9.Как я хочу закончить учебный год.

10.Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям.

Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает тему, «Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.

Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.

Самое главное – чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

Учащимся предлагается продолжить предложение.

Хорошая школа – это…

Плохая школа – это …

Хороший класс – это…

Хороший ученик – это…

Плохой ученик – это …

Хороший учитель – это…

Плохой учитель – это…

Хороший урок – это…

Плохой урок – это…

Хороший ответ – это…

Плохой ответ – это…

Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов, Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям: -самый интересный учебный предмет;

-самый полезный учебный предмет;

-самый ненужный учебный предмет;

-самый трудный учебный предмет;

-самый легкий учебный предмет;

-самый веселый учебный предмет.

Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методы изучения личности учащихся.

Краткое описание диагностик изучения личности ребёнка.

Диагностические методы изучения личности учащихся

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическ.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под.

Диагностические методы изучения личности учащегося

В работе указаны основные задачи диагностики в начальной школе, перечислены правила работы с диагностическими методиками, приведены методики по определению репрезентативных систем школьника, изучению .

Диагностические методы изучения личности учащегося

Диагностические методы изучения личности учащегося

Педагогу, классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Дл.

Диагностические методы изучения личности учащихся

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка.

Источник https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/01/27/diagnosticheskie-metody-izucheniya-lichnosti

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *