Все что нужно занять чтобы, сделать ремонт радиатора автомобиля своими руками
В нашей статье мы подробно описали основные методики ремонта радиаторов автомобилей из алюминия. Вы найдете подробные руководства и видеоинструкции для проведения ремонта своими руками.
Как отремонтировать радиатор
Для восстановления целостности радиатор автомобиля подвергают следующим процедурам:
- пайка с использованием флюса и припоя, подходящего для материала охладителя;
- заклеивание или замазка — используется эпоксидка или герметик для радиатора;
- заварка трещины в газовой среде — аргоновая сварка.
Методика подбирается исходя из сложности ремонта, материала радиатора, наличия инструмента. Ремонт потекших автомобильных радиаторов производится после снятия узла с авто и полного слива технологической жидкости.
Технологии пайки алюминиевого радиатора особенности
Ремонт любых алюминиевых радиаторов осложняется особенностями металла. Поверхность покрывается оксидной пленкой и может ухудшать качество пайки, если ее не удалить.
Для алюминия подойдут такие методы как:
- с использованием паяльника от 100 Вт или газовой горелки — для трещин и дефектов не шире 1-2 мм;
- химический метод с применением клеевых смесей по типу холодной сварки или двухкомпонентных эпоксидных клеев – отличается меньшей надежностью и долговечностью;
- сварка радиатора аргоном;
- наращивание композитным материалом.
Каждая методика имеет ряд нюансов. Рассмотрим способы самостоятельного ремонта подробнее.
Как запаять радиатор паяльником или горелкой
Алюминиевый радиатор автомобиля данным способом возможно отремонтировать дома. Устраняются пробоины и трещины охладителя до 2 мм в поперечнике. Методика дает временный результат — подойдет, если нужно использовать автомобиль до прихода новой детали.
Пайка радиаторов охлаждения сопровождается разрушением оксидной пленки за счет введения в рабочую область флюса. Припой в расплавленном виде накрывает металл в зоне дефекта, происходит сцепление с рельефом алюминия. За счет сниженной температуры, единой структуры металла и взаимодействия на кристаллическом уровне не происходит.
Заделывать течь с помощью паек можно — неплохая прочность, несмотря на однородность, помогает герметизировать дефект. С течением времени за счет появления дополнительных факторов, таких как вибрация и перепады температур, может произойти деградация и трещина образуется вновь.
Как заклеить радиатор — химическая “пайка” и композитное наращивание
Если ремонт неисправных радиаторов охлаждения надо выполнить вне мастерской, дома или создать временную ремонтную заплатку, подойдет химическая пайка. Инструмент и оборудование не требуется. В качестве материла задействуется эпоксидная смола или клей для радиатора на основе двух компонентов — так называемая “холодная сварка”.
Специалисты рекомендуют выполнять ремонт алюминиевого радиатора данными смесями только при наличии небольших дефектов и временно. В дальнейшем клей потребуется удалить и произвести более надежную процедуру ремонта. Холодная сварка может быть использована даже вне населенного пункта, что позволяет добраться к месту ремонта.
Пластиковый радиатор чаще всего ремонтируется временно — после нарушения целостности стенки восстановить ее до заводского параметра сложно. Поэтому промазываем герметиком радиатор и следуем к месту замены охладителя.
Чтобы машина не вышла из строя необходимо постоянно следить за температурой антифриза.
Один из подвидов химической пайки — наращивание композитом. С помощью метода удастся заделать большую дырку или пробой — вплоть до десятка миллиметров. К примеру, так происходит ремонт бачка. Предварительная процедура похожа на работу с обычным клеем, но в качестве доп материала применяют армирующую ткань — стекло или угле материал. На дефект вырезается заплатка с запасом, после чего она пропитывается клеевым составом и укладывает на ремонтируемый участок.
Выполняя ремонт трубок и алюминиевых радиаторов следует учитывать показатели температурного расширения и подбирать аналогичные материалы.
Как заварить алюминиевый радиатор — сварка tig в среде аргона
Методика является самым качественным восстановлением целостности охладителя. Пайка неисправного алюминиевого радиатора в газовой среде дает возможность устранить дефекты любого размера, если рабочая зона доступна и открыта для инструмента.
Отремонтировать радиатор таким способом чуть дороже за счет высокой стоимости оборудования и расходных материалов для сварки. Горелка аппарата имеет приличные габариты, что не позволит исполнить ремонт радиатора отопления в его внутренней части.
Аргоновая или TIG сварка выполняется на специальном оборудовании. Стоимость простейшего комплекта от 10 000 рублей. Такой сварочный аппарат требует навыков и умений в работе. Поэтому проще воспользоваться услугами аргонщиков — стоимость работ зависит от сложности и в средней составит пару тысяч рублей за дефект.
Чем паяются алюминиевые соты на радиаторах
Вариантов, чем заклеить текущий радиатор автомобиля, представлено несколько. Максимальный эффект достигается следующими материалами:
- флюс на основе железа и канифоли. Разогретая канифоль соединяется с мелким порошком металла, получаемым после работы напильником. Данный компонент послужит защитой от оксидной пленки. Припой для алюминия становится подвижным в диапазоне температур от 150 до 250 градусов. Трещина закрывается без дополнительного разогрева всего радиатора. Использовать методику можно на небольших дефектах.
- плавень по AL. В состав вещества входит калий с хлором, хлористый литий и обычная соль. Дополнительно в составе – сернокислый натрий, криолит. Материал блокирует появление оксидов на поверхности металла и усиливает адгезию припоя. В работе применяются спец припои П150А и подобные, либо классический ПОС-60.
- пруток припоя с флюсом. Разновидность припоя в виде трубки с флюсом во внутренней части. Разогрев трубки выполняется горелкой – при введении припоя с флюсом в рабочую зону одновременно удаляется оксидная пленка и металл заполняет трещину. В зависимости от размера дефекта подбирается сечение прутка.
- припой с маслом. Блокирование образования окислов помогает запаять алюминиевый радиатор. Для этого рабочую зону покрывают специальным составом для обработки ружейной стали или деталей швейных машин. Масляная пленка изолирует металл и не дает произойти оксидным процесса. После внесения паяльника масло выгорает и можно вводить припой в рабочую зону.
- нанесение тонкого слоя меди. Метод нежелательно использовать, так как вместе с алюминием медный слой образует гальваническую пару. Из-за происходящие электрохимической коррозии разрушение металла пойдет активнее.
- припой и флюс — для Al разработаны П250А, П350А. Низкая температура, до 250 градусов, позволяет задействовать маломощный паяльный агрегат.
- холодная сварка или эпоксидка, специальный карандаш с клеевым составом.
Материалы на основе химических составов всегда менее эффективны, поэтому их применение оптимально как временная мера.
Инструменты и материалы
Чтобы ремонт разгерметизированного радиатора кондиционера прошел качественно и быстро, понадобится следующий перечень оснастки и расходников:
- паяльник, оптимально с регулировкой мощности;
- газовая горелка — для отдельного вида припоев возможно дополнительно потребуется тигель для расплавления металла.
- припой и флюс;
- шлифовальная бумага;
- спирт или очиститель металла для удаления окислов.
Также может потребоваться тара для слива охлаждающей жидкости — если радиатор печки течет и его необходимо снять с авто. Дырка при необходимости отмечается мелом или маркером.
Чем заклеить алюминиевый радиатор
Если заплатка на отопитель выполняется временно, можно заклеить обнаруженный дефект. На сухую трещину можно нанести:
- специальный герметик;
- холодную сварку или иной двухкомпонентный состав по типу Поксипола.
Склеивающий состав подбирается с учетом агрессивности жидкости, залитой в контур охладителя. Смола может не выдержать воздействия некоторых веществ.
Чем запаять алюминиевый радиатор
Пайка радиатора охлаждения кондиционера или двигателя производится при помощи:
- специального припоя с температурой плавления до 250 градусов по алюминию;
- специальных электродов и кусочков алюминия, соразмерных с дефектом, если работы по восстановлению производятся с помощью аргоновой сварки.
Паять алюминий необходимо после качественной зачистки и обработки зоны дефекта. От этого зависит итоговое качества шва и герметичность системы охлаждения.
Пайка радиаторов — инструкция
Трубку вполне можно заклеить, не снимая радиатор — достаточно слить жидкость и высушить трещину. При более серьезных разрушениях необходим полноценный ремонт со снятием элемента.
Подготовительный этап
Этап подготовки имеет общий вид — вне зависимости, медный радиатор это, латунный или алюминиевый. Порядок работ следующий:
- Дать остыть системе охлаждения. Если мотор горячий, разборка может навредить как ему, так и привести к ожогам у исполнителя.
- Снять радиатор охлаждения автомобиля, произведя слив жидкости и отсоединение всех патрубков и креплений.
- Слить остатки технической жидкости из охладителя и расположить его так, чтобы остатки внезапно не попали в зону пайки.
- Рабочую зону очистить от засорений промывкой, сложно удаляемые загрязнений зачистить наждачной бумагой.
- Выполнить обезжиривание заранее приготовленными спиртом или растворителем.
- Спаять или клеить можно только сухую поверхность, поэтому в финале работ производится тщательная просушка места дефекта.
При необходимости производится контроль типа материала — чтобы понять, можно ли запаять деталь выбранными материалами и инструментами.
Этап ремонта
Ремонт подготовленного радиатора охлаждения, если материалом является алюминий, выглядит так:
- На место дефекта наносится флюс.
- Производится разогрев места дефекта с одновременным внесением припоя. Если используется припой-пруток с флюсом, то первый шаг можно не выполнять.
- Припой должен равномерно накрыть рабочую зону, заполнив трещину.
- Если итог вызывает сомнения — внешне трещина осталась не заполненной или есть неровности, процесс повторяется с повторным нанесением флюса.
Проверка качества работы
Все проверки совершаются, когда элемент холодный. Качество пайки проверяется аналогично выявлению течи, а именно:
- Остывший отремонтированный радиатор заполняется жидкостью, патрубки глушатся. Производится визуальный осмотр потеков в месте пайки.
- Второй способ требует наличия емкости с чистой водой. Пустой охладитель герметизируют и опускают в воду. Если в зоне пайки появляются пузырьки – значит свой ремонт необходимо повторить, начиная со стадии подготовки.
Как запаять алюминиевую трубку радиатора основные виды флюсов и припоев
Для удобства выбора основные флюсы и иные расходные материалы сведены в таблицу с указанием максимального размера устраняемых дефектов.
Название | Что можно отремонтировать |
Железно-канифольный флюс | Малые дефекты |
Припой в виде трубки с флюсом по Al | До 5-10 мм – трещины и отверстия. |
Масло в качестве флюса и припой | Отверстие до 5мм. |
Пайки при помощи меди | Не крупнее средних дефектов. |
Припой + флюс для Al | Размер дефекта не более 10 мм. |
Чем можно временно заклеить радиатор охлаждения для качественного ремонта, рассмотрено выше в разделе химической пайки.
В каких случаях пайка алюминиевого радиатора бессмысленна
Пайка алюминиевого или латунного радиатора имеет смысл, когда разрушение охладителя не катастрофично. Когда еще ремонт делать не целесообразно:
- произошла деформация металла на стыке с пластиком;
- паяный стык дал трещину сразу после ремонта или потек на проверке;
- охладитель сильно загрязнен — такое часто встречается на УАЗ;
- разрушения произошли в толщине сот;
- трещина в зоне, где сопрягаются трубка и бачок, шланг невозможно одеть на патрубок.
В таких случаях потребуется замена элемента на новый, так как починить старый будет крайне сложно.
Чтобы двигатель или коробка получали качественное охлаждение технической жидкости, радиатор и вся система должны быть герметичны.
Восстановление охладителя реально, отремонтировать радиатор своими руками можно, если внимательно соблюдать порядок действий из инструкции и ответственно подойти к выбору материалов для ремонта. Сварка аргоном — лучшее решение в плане качества и долговечности, а припаять можно даже в домашних условиях.
Источник https://mrmetall.ru/kak-otremontirovat-radiator-avtomobilya/