Что такое топливный сбор и почему иногда его платят отдельно?
Когда я покупал тур в Турцию, обратил внимание, что в договоре с турагентом отдельно указан топливный сбор. В прошлом году летал в Таиланд с другой фирмой — там никакого топливного сбора не было. Почему некоторые турфирмы не включают его в общую стоимость? И могу ли я вообще отказаться его платить?
Турфирма указывает топливный сбор отдельно, если авиакомпания не включила его в тариф. Но отказаться от уплаты сбора не получится.
Из чего складывается стоимость билета
Билет состоит из тарифа и сборов. Когда пассажир покупает билет, он платит сразу и за то и за другое.
Тариф — это плата за перевозку пассажира. В него входит класс обслуживания, например экономический или бизнес. У каждой авиакомпании свои тарифы. Например, у «Аэрофлота» шесть тарифов в «Экономе», три — в «Комфорте» и три — в «Бизнесе».
Сборы бывают аэропортовыми, топливными и за использование систем бронирования. При этом топливные сборы авиакомпании могут включать в тариф.
Еще отдельные страны иногда вводят свои сборы. Например, за вылет пассажира старше 12 лет из Австралии взимают 60 AUD ( 2857 ₽).
Сборы берут за каждый участок маршрута. Если пассажир летит из Екатеринбурга в Сочи с пересадкой в Москве, то сборы включат в сегменты Екатеринбург — Москва и Москва — Сочи.
Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности
Что такое топливный сбор
Топливный сбор — это плата за топливо и горюче-смазочные материалы. Без них самолет не взлетит.
Кто платит топливный сбор. Все пассажиры, которые занимают отдельное место в самолете. Ребенок до двух лет может лететь на коленях у родителя. В этом случае перелет по России для него бесплатный и топливный сбор платить не нужно. А билет за границу для него продадут со скидкой 90% и больше. Но авиакомпании обычно не уточняют, входит ли в эту десятую часть цены топливный сбор.
Если ребенку до двух лет купят билет с отдельным местом, топливный сбор придется заплатить и при полете за границу, и при путешествии по России. Подробнее о перелетах с ребенком — в другой статье в Тинькофф Журнале.
Размер топливного сбора зависит от стоимости топлива, расстояния, времени полета и других факторов. У разных авиакомпаний суммы сбора будут различаться.
Некоторые перевозчики публикуют информацию о топливных сборах на своих сайтах. Например, у «Аэрофлота» есть таблица с суммами сборов для разных направлений. Так, при перелете из Москвы в города Азии и Америки сбор — 106 € или 7740 ₽. А между российскими городами — 2200 ₽. Но авиакомпания предупреждает, что на некоторых направлениях сумма сбора будет отличаться от стандартной.
А S7 пишет только, что топливный сбор уже входит в стоимость билета. Но не указывает его размер.
Авиакомпания может включить топливный сбор в пассажирский тариф или посчитать его отдельно. Пассажирам придется заплатить сбор в любом случае. Но если он включен в тариф, путешественники не увидят его в расшифровке стоимости авиабилета, потому что там укажут одну сумму за все услуги.
Если авиакомпания включит топливный сбор в тариф, а потом еще дополнительно укажет в билетах какую-то надбавку на топливо, это будет нарушением.
- Приведу пример. В 2012 году компания «Владивосток-авиа» включила топливный сбор в пассажирский тариф и отдельно брала с пассажиров топливную надбавку — сбор YR. УФАС по Приморскому краю признало авиакомпанию нарушителем антимонопольного законодательства: по сути, она брала топливный сбор дважды.
- «Владивосток-авиа» оспорила решение. Но суды трех инстанций сказали, что все законно, и в иске отказали. В материалах дела не уточняют, выписали авиакомпании штраф или нет.
Дело № А51-31905/2012
Билет «России» на рейс из Москвы в Стамбул и обратно. Топливный сбор — 10 418 Р, а тариф — 375 €, или примерно 22 245 ₽ по курсу на дату покупки
Anex Tour указывает размер сбора для перелетов в Турцию: 40—50 € (2912—3640 ₽). Источник: anextour.com
Вернет ли авиакомпания топливный сбор при отказе от перелета. При вынужденном отказе, например если пассажир заболел, перевозчик должен вернуть полную стоимость билета. В том числе топливный сбор. И неважно, возвратный тариф или нет.
Если пассажир отказался от полета без уважительной причины, все зависит от правил тарифа и того, когда он сдал билет. Как правило, при возвратных тарифах сбор возвращают. Подробно о том, чем отличается добровольный и вынужденный отказ, я писала в отдельной статье.
Эти правила действуют у российских авиакомпаний. Зарубежные перевозчики могут руководствоваться другими нормами.
Почему турфирмы указывают топливный сбор отдельно
Турфирмы могут указывать топливный сбор отдельно по двум причинам:
- Зарубежные авиакомпании могут не вернуть топливный сбор при отказе от перелета. То есть клиент не получит эту сумму назад, если аннулирует тур.
- Туроператор выкупает билеты не сразу. А к моменту покупки сумма топливного сбора может возрасти.
Раньше туроператоры писали в договоре, что могут поднять стоимость топливного сбора без согласования с туристом, если перевозчик повысит расценки. Особенно часто так поступали с чартерными рейсами. Но туристы стали обращаться в суд, и оказалось, что это незаконная практика.
Туроператор обязан уведомить клиента о том, что стоимость поездки возросла. Если покупатель не согласен доплачивать за тур, туроператор может компенсировать разницу из собственного бюджета или вернуть деньги за путевку за вычетом уже потраченных сумм. То есть тех, за которые ему не вернули деньги контрагенты. Но эти расходы он должен подтвердить платежными документами.
Иногда турагентства не прописывают в договорах о продаже тура условия перевозки. Например, не указывают, что авиабилеты нельзя вернуть. В этом случае суды требуют, чтобы туристу вернули деньги за билеты, но стоимость невозвратного топливного сбора с турфирм не взимают.
- Вот пример из судебной практики. Двое взрослых и ребенок собирались лететь в Дубай, но ребенок заболел, поэтому поездку отменили. Турагент отказался возвращать деньги, и туристка пошла в суд.
- Когда начался суд, туроператор вернул деньги за проживание и аэропортовый сбор. Полностью деньги за билеты он перечислить не мог: тариф авиакомпании «Эмирейтс» был невозвратным. И перевозчик вернул только аэропортовые сборы.
- Матери, оплатившей поездку, билет обошелся в 26 720 ₽. Из них провозная плата — 9450 ₽, не подлежащий возврату топливный сбор — 12 882 ₽, возвращенный туроператором аэропортовый сбор — 4388 ₽. Детский билет стоил 24 410 ₽: провозная плата — 7140 ₽, не подлежащий возврату топливный сбор — 12 882 ₽, аэропортовый сбор, который туроператор вернул, — 4388 ₽.
- Суд первой инстанции иск отклонил. Апелляция сказала: поскольку авиакомпания не прописала в договоре, что билеты невозвратные, деньги придется вернуть. Но второй взрослый не родственник истицы и ее ребенка, а значит, ему возврат за авиабилеты не положен.
- В итоге суд решил, что туроператор должен возместить истице провозную плату для нее и ее сына — 16 590 ₽ (9450 ₽ + 7140 ₽), неустойку в том же размере, компенсацию морального вреда — 5000 ₽, штраф за неисполнение требования в добровольном порядке — 19 088 ₽. А вот топливный сбор возврату не подлежит.
Источник https://journal.tinkoff.ru/fuel-fee/