План работы по самообразованию воспитателя ДОУ

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ

План по самообразованию — один из факторов, помогающих воспитателю продуктивно и качественно осуществлять педагогические и воспитательные задачи. Годовой план наглядно показывает поэтапное освоение и внедрение в обучающий процесс новейших методик, технологий и приёмов работы с дошкольниками. Процесс самостоятельного повышения уровня профессионализма — залог результативной и успешной работы педагогического коллектива в дошкольном учреждении.

Необходимость профессионального развития воспитателя

Перед воспитателем, составляющим план по самообразованию, стоят сложные цели по формированию и воспитанию подрастающего поколения.

  • Уделять внимание развитию интеллектуальных способностей ребёнка.
  • Использовать все возможности для раскрытия творческого потенциала малыша.
  • Поддерживать живой интерес дошкольника к сезонным изменениям, природным явлениям и экологии окружающего мира.
  • Развивать с каждым ребёнком социальные навыки общения.
  • Учить беречь и охранять своё здоровье. Формировать устойчивые представления о ЗОЖ, последствиях вредных привычек и безопасном поведении.
  • Воспитывать любовь к родному краю, национальным традициям, истории и традициям своего народа.
  • Знакомить с культурными ценностями, проводить мероприятия, направленные на повышение эстетического воспитания.

Поведение ребёнка за столом — часть воспитательного процесса

Важно! Готовя план по самообразованию воспитателя, необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка.

Для наиболее эффективного получения результата в образовательном процессе существует множество методов подачи изучаемого предмета. Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС).

План самообразование воспитателя в ДОУ темы по ФГОС 2 младшая группа

Одной из приоритетных задач в воспитании детей 2-4 лет является формирование речевого аппарата ребёнка. Правильная, чётко произносимая, разборчивая речь помогает маленькому человеку социализироваться. Умение выражать мысли и эмоции с помощью слов способствует стабилизации общего психологического фона дошкольника, помогает избежать недопонимания со стороны сверстников и взрослых, упрощает процесс понимания.

Одним из наиболее действенных способов воздействия на детские речевые центры считается работа по развитию мелкой моторики ребёнка. Разрабатывая гибкость и ловкость пальцев рук, достигается дополнительная стимуляция расположенных на ладонях «точек», отвечающих за активизацию рецепторов речи.

2 Техника

Именно поэтому в первые месяцы учебного года в планы по саморазвитию включаются новые образовательные приёмы:

  • Пальчиковые игры.
  • Инновационные способы рисования.
  • Заучивание и проговаривание стихов, речёвок и потешек с помощью движений и хороводных игр.
  • Работа с разнообразными материалами, направленная на дополнительное сенсорное развитие.
Читать статью  Самоанализ педагогической деятельности

Нельзя забывать! Добиться наилучшего результата воспитателю поможет взаимодействие с родителями воспитанников.

Обязательно включить беседы о проделываемой работе, а также общие рекомендации и индивидуальные задания для работы с малышами в готовый план по самообразованию воспитателя.

3 Родительское собрание

Самообразование воспитателя средней группы по темам ФГОС

Основной отличительной чертой детей в четырёхлетнем возрасте можно смело назвать повышенную двигательную активность и ярко выраженное желание получать понятные ответы на многочисленные, ежедневно возникающие у ребенка вопросы.

Воспитанники должны учиться говорить полными предложениями и иметь для этого достаточный словарный запас. Для расширения активной лексики следует использовать дидактические игры, наглядно отражающие изучаемую тему.

Сюжетно-ролевые игры, включенные в план по самообразованию воспитателя, персонифицируют разного рода абстрактную деятельность, помогают познакомиться с понятиями и ситуациями, пока ещё неизведанными в реальной жизни. Это помогает приобрести основы жизненного опыта и в случае возникновения подобных обстоятельств в реальности — поступить правильно.

4 Сюжет

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Важное требование! Дети овладевают темой в формате непосредственной образовательной деятельности (НОД).

Танцы народов мира для детей: индийские, ирландские, танцы китаянок

Это не позволит им потерять интерес и желание стремиться к знаниям. Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями. Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление.

Нельзя забывать! Занятие должно быть строго регламентировано по времени, не давая детскому организму «застояться».

Планирование смены интеллектуальной деятельности на ритмическую составляющую урока сохраняет общую динамику и помогает восприятию материала.

Во время занятий по ИЗО (лепка, рисование, аппликация и другое) важно не забывать, что воспитатель поэтапно проговаривает задание и одновременно выполняет описанные действия вместе с ребятами. В случае необходимости, оказывает малышу помощь, объясняет, в чём заключается ошибка.

Составление плана по самообразованию старшего воспитателя поможет детально проработать весь творческий процесс, оценить возможные детские затруднения и рассчитать реальное время, которое понадобится на изготовление поделки.

В темах самообразования воспитателей в ДОУ по ФГОС (средняя группа) отображается работа в следующих направлениях:

  • устранение возможных дефектов речи с помощью речевых упражнений, скороговорок;
  • знакомство с классификацией разных групп предметов, явлений и понятий;
  • закрепление навыков гигиены и самообслуживания;
  • работа с уголком природы, наблюдение за природными изменениями, обсуждение народных примет;
  • использование пальчикового, перчаточного, настольного театра по народным сказкам с участием воспитанников;
  • привлечение родителей к изготовлению наглядных дидактических пособий, оздоровительной дорожке закаливания, украшений и атрибутов, подчеркивающих приметы меняющихся времён года и праздников.
Читать статью  ТОП-32: Лучшие книги для саморазвития личности Личностный рост и самосовершенствование

5 Уголок

Тематический уголок «Времёна года»

Стоит задуматься! Выполняя поручения воспитателя, взрослые показывают ребёнку заинтересованность его жизнью вне дома, получают дополнительные темы для бесед и дарят малышу возможность ценить и гордиться умениями родных ему людей.

Готовый план работы по самообразованию воспитателя старшей группы

При планировании работы по развитию речи дошколят первую половину года обычно оставляют на повторение и отработку ранее полученных знаний и умений, а второе полугодие — на знакомство с новыми понятиями и навыками.

В пятилетнем возрасте воспитанники старшей группы должны:

  • уметь отвечать развёрнутыми предложениями;
  • понятно объяснять свою мысль;
  • уметь задавать при необходимости вопрос;
  • понимать различия в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
  • активно пользоваться словарным запасом;
  • заучивать и выразительно рассказывать стихи;
  • описывать увиденное;
  • пересказывать услышанное.

Для усовершенствования всех перечисленных умений особенно хорошо подходят такие формы обучения как театрализация, сюжетно-ролевые игры, составление рассказов по картинкам.

6 театрализация

Хороводная театрализованная игра

После прослушивания литературных произведений у ребят должна быть возможность обсудить и пересказать услышанное. Задача воспитателя — донести до каждого родителя необходимость расспрашивать своё чадо о событиях прожитого им вне дома времени. Задавать вопросы, побуждающие вспомнить важные моменты, а также детали.

Надо помнить! Научиться красиво и внятно говорить можно только разговаривая.

Именно в этом возрасте ребёнок учится не просто говорить, а беседовать. Он должен понимать, что в разговоре полезно уметь слушать собеседника, не перебивать, разговаривать спокойно и дружелюбно.

Все эти и другие правила поведения будут работать, если так общаются окружающие ребёнка взрослые — родители и педагоги.

Участие в родительских собраниях педагога психолога поможет родителям избежать типичных ошибок и разобраться в наиболее продуктивных воспитательных приёмах.

Игры малой подвижности в средней группе ДОУ

Подбирая темы для обсуждения, нельзя забывать о таком виде деятельности, как наблюдения.

Это касается сезонных изменений природы, наблюдений за развитием отдельного растения или повадками и характером домашнего питомца.

Наблюдая процессы и явления, пытаясь их описать, ребенок развивает аналитические способности, необходимые в изучении точных наук.

Готовый план по самообразованию воспитателя подготовительной группы по ФГОС

На пороге первого класса программы включают в себя более тесное знакомство выпускника с математикой и чтением. Во второй половине года ребята должны уметь давать ответы, пытаясь обосновывать собственное мнение, рассуждать, описывать.

Подобные навыки развития речи помогут в дальнейшем в изучении школьных дисциплин. Кроме того, умение отвечать на поставленные вопросы, формулировать суть имеющихся затруднений, объяснять свои потребности или неудовольствие упрощает социализацию, помогает найти взаимопонимание с окружающими и в случае необходимости рассчитывать на их помощь.

Читать статью  Самообразование, саморазвитие

Развитие детского речевого аппарата тесно взаимосвязано с формированием таких качеств, как фантазия, наблюдательность, нестандартность мышления.

7 развитие

Важно! Давая малышу возможность высказываться, не пытаться навязывать ему шаблонные мнения, не перебивать, не дослушав и не высмеивать нестандартный или неожиданный ответ.

Выпускники детского сада должны быть подготовлены к начальному школьному образованию. Это заключается не только в отработке полученных знаний, и подготовке к новой подаче материала.

Во время ИЗО большую часть объяснений воспитатели проводят в устной форме, не пытаясь вместе с воспитанниками пошагово выполнять все этапы проходящего занятия. Это учит ребят воспринимать информацию на слух и выделять из общего потока слов основную мысль.

Важно расширять активную лексику воспитанников, пополнять их словарный запас, развивать мировоззрение. Заложенные в раннем детстве моральные, культурные ценности помогают и во взрослой жизни оставаться интересующимся, не скучающим и творческим человеком.

  • Занятия, связанные с ремёслами, формируют представление о мастерстве, о традициях родной земли, воспитывают интерес и уважение к профессиям и чужому труду.
  • Знакомство с музыкальными и литературными произведениями, картинами великих художников и другими произведениями культуры помогают заложить в маленькое сердце большую любовь к прекрасному. С их помощью малыши знакомятся с историей своей страны, узнают о силе искусства, способной влиять на события и жизни многих людей.
  • Интерес к истории и традициям родного народа, знакомство с культурными ценностями, гордость за поступки предшествующих поколений рождает патриотизм, стремление любить и оберегать Родину.
  • Чтение и пересказ дают почву для размышления. Побуждают совершать добрые, полезные для окружающих людей поступки. Мотивируют у ребёнка желание учиться. Помогают на чужом опыте избежать ошибок и промахов.

8 промыслы

Народные промыслы на занятии по ИЗО

Что такое папка по самообразованию

Учесть все самые важные аспекты обучающего процесса воспитателю поможет оформление папки по самообразованию. В ней обычно отражается перспективный план занятий, соответствующий выбранной учебно-методической программе. Важно определить, с помощью какой методической литературы, мастер-классов, ГМО, бесед и лекций со специалистами педагогу удастся углубить и осовременить свои представления о подаче материала по каждой из намеченных тем. Для этого в готовом плане по самообразованию воспитателя рядом с числом и названием урока указываются источники и форма итогового мероприятия.

В списке профессий, требующих чёткого выполнения профстандарта и остро нуждающихся в постоянной работе по самообразованию, на первом месте всегда находятся воспитатели и учителя. Под влиянием стремительно развивающегося технического прогресса, социологических исследований и открытий в области детской медицины и психологии общество постоянно трансформируется, меняя привычные представления и пополняя существующие знания. Задача педагогов — учитывать тенденции настоящего времени, осваивать самые современные технологии и внедрять в повседневную жизнь лучшие из имеющихся методик.

Источник https://vospitanie.guru/doshkolniki/gotoviy-plan-po-samoobrazovaniyu