Цепь или ремень ГРМ: в чем разница и что надежнее
Автомобили с цепным и ременным приводом сейчас встречаются одинаково часто, но некоторым людям все еще принципиально, чтобы в их авто стоял именно ремень. Или цепь.
В статье про устройство газораспределительного механизма мы уже писали, что привод, который вращает распредвалы, может быть ременным или цепным. Вроде логично: ремень дешевле и проще обслуживать, зато цепь надежнее и долговечнее. Но не все так очевидно. Чтобы разобраться, расскажем про особенности ременного и цепного приводов и выясним, в чем их различия.
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black
Узнайте, как повторить этот опыт и оформить карту
Хочу знать
Как устроен ременный привод ГРМ
Ремень ГРМ — замкнутый, с зубьями. Он передает вращение от коленвала на распредвал. Он довольно жесткий, потому что у современных ремней ГРМ внутри стекловолокно, а снаружи — слой резины. На внутренней части — зубья из нейлона, которые должны совпадать с зубьями шестерен валов.
Ремни ГРМ могут различаться материалом, из которого они сделаны, и формой зубьев. Поэтому это такая же деталь с индивидуальным каталожным номером, как и остальные запчасти автомобиля.
Ремень установлен за пределами корпуса двигателя, надет на шестерни коленвала и распредвалов и позволяет им двигаться синхронно. Кроме валов ремень может приводить в движение насос системы охлаждения двигателя — помпу.
Ремень ГРМ и шестерни валов постоянно и плотно контактируют. Если ремень прилегает слабо, то зубья проскакивают и нарушают фазы газораспределения. Но и в слишком сильном натяжении ремня тоже нет ничего хорошего: так он быстрее изнашивается, а еще может повредить шестерни.
Чтобы ремень был постоянно натянут, в приводе установлен натяжной ролик. Сам ролик гладкий и может быть металлическим или пластиковым. Он упирается во внешнюю часть ремня и вращается от его движения.
Чтобы ролик прижимал ремень с нужной силой, к нему подводят натяжное устройство, или натяжитель. Он бывает ручным и автоматическим: очевидно, что у современных авто чаще установлен второй вариант. Автоматические натяжители бывают двух видов:
- С пружиной. Степень ее сжатия выставили на заводе, руками ничего настраивать не нужно.
- С гидравлическим механизмом — чаще масляным. Такие могут следить за натяжением ремня с помощью электронных датчиков и регулировать степень натяжения.
Чтобы ремень мог правильно изгибаться и менять направление, в механизме привода есть еще один ролик — обводной. Он свободно вращается на подшипнике и отвечает за три очень важных момента:
- Устраняет вибрацию на длинных отрезках ремня.
- Не дает ремню соскользнуть с натяжного ролика.
- Снижает шум от работы привода.
Обычно в механизме один обводной ролик, реже — два. В небольших современных двигателях их может не быть совсем.
Ремень ГРМ на штатном месте. Двигатель 1.6 BSE
Автомобили с ременным приводом
Ремень и цепь в газораспределительном механизме автомобиля появились примерно в одно время и сейчас распространены одинаково широко. Ременный привод ГРМ можно встретить в автомобилях разных ценовых категорий и классов. Вот примеры авто с ремнем ГРМ:
- Малолитражки всех возрастов: б/у Дэу Матиз, Пежо 208 2012—2016 годов, Шкода Фабия первого и второго поколения с двигателем 1,4 л, Киа Пиканто 2020—2021 годов.
- Субкомпактные автомобили, то есть B-класс: любой Рено Логан и множество машин на его базе, Фольксваген Поло Седан и Шкода Рапид с двигателем ЕА211, Киа Рио первого и второго поколения.
- Компактные автомобили, то есть С-класс: Ситроен C4 с двигателем EC5 или VW Golf 6 с двигателем BSE 1,6 л.
- Старые авто бизнес-класса: например, БМВ третьей серии с двигателем М40.
- Старые внедорожники: Тойота Ленд Крузер до 2007 года, Мицубиси Паджеро третьего и четвертого поколения, Лендровер продолжает ставить в модели Дискавери и Спорт дизельные двигатели 3,0 л с ременным ГРМ.
Особенности эксплуатации ремня ГРМ
Ресурс ремня ГРМ обычно определяет производитель авто и пишет рекомендации в регламенте техобслуживания. Поэтому для разных марок и моделей машин сроки службы и замены ремня могут быть разные. Хотя и существует усредненный пробег в 50—60 тысяч километров, после которого советуют поменять ремень ГРМ или хотя бы проверять его состояние.
С другой стороны, у некоторых концернов пробег до замены ремня по регламенту доходит до 120—150 тысяч километров. Есть модели, у которых ресурс ремня ГРМ вообще сопоставим с качественной цепью.
Кроме рекомендованных сроков замены у ремня ГРМ есть собственный срок годности — пять-шесть лет. Дату производства указывают на самом ремне или на роликах, если ремень купили сразу в сборке.
У Рено Логана производитель рекомендует менять ремень ГРМ каждые 60 000 км. Источник: reno-logan.jimdofree.com
У Ауди А6 с двигателем 2.0 TDI замена ремня ГРМ по регламенту только на 210 000 км. Источник: etlib.ru
В руководстве по эксплуатации для Фольксвагенов Поло срок замены ремня ГРМ — 90 000 км. Но проверять его состояние завод рекомендует при каждом техобслуживании. Источник: avtonam.ru
Для Вольво XC90 замена ремня рекомендуется на 120 000 км пробега. Источник: drive2.ru
Рабочая температура ремня ГРМ колеблется от довольно низкой до очень высокой. Зимой двигатель могут запускать и в −40 °С, а летом ремень может нагреться до +100 °С из-за трения и общей температуры под капотом.
Воздействие дорожной пыли и реагентов. Ремень ГРМ всегда снаружи корпуса ДВС. И может быть открытым, а может быть спрятан внутри пластикового кожуха. В любом случае важно при каждом ТО следить, чтобы на ремне не было посторонних технических жидкостей, особенно масла: во-первых, из-за него могут проскочить зубья, а во-вторых, ремень может вовсе оборваться, потому что масло размягчает резину.
Есть исключение, причем сразу по двум параметрам: у двигателя Ford Ecoboost 1.0 ремень ГРМ в корпусе ДВС и работает в масляной ванне.
Как диагностируют неисправности ременного ГРМ
Иногда состояние ремня ГРМ можно оценить визуально: в некоторых авто он или закрыт кожухом, который несложно снять, или вообще ничем не закрыт. Но встречаются и такие модели, у которых придется разобрать пол-автомобиля, чтобы добраться до ременного привода.
Ауди A4 2000 года. Чтобы добраться до ремня, пришлось разобрать переднюю часть машины. Фото: Алексей Федоров
Если есть возможность самостоятельно проверить, как там ремень ГРМ, вот на что нужно обратить внимание:
- Видимые трещины на поверхности ремня — значит, он очень старый, а может, его серьезно перегрели или переохладили.
- Края потерлись, из них торчат нитки — неправильно установили ремень или сместились ролики.
- Зубья ремня сточились или срезались — возможно, его натянули слишком слабо, сместились шестерни валов или заклинило помпу.
- Масляные пятна на поверхности ремня — это могут быть следы протечки масла или антифриза.
- Ремень провисает в районе распредвалов — вероятно, натяжитель износился или неисправен.
- Рабочая поверхность ремня блестит. Резина полимеризуется и дубеет от старости, а при постоянном трении о шестерни эта поверхность полируется и становится похожей на стекло. Возрастает вероятность, что ремень порвется.
Если самостоятельно добраться до ремня не получается, вот какие признаки могут намекать на его скорую замену:
- двигатель начал работать нестабильно, периодически без причины падает мощность;
- двигатель вибрирует во время работы;
- из-под капота появился посторонний шум — шуршание, щелканье;
- выхлопные газы потемнели.
Посторонний шум из-под капота и вибрация двигателя не всегда связаны с износом ремня. Иногда причиной могут быть старые или поврежденные натяжные ролики. Если не менять их вовремя, ролики могут заклинить и оборвать ремень ГРМ. Когда неисправен сам натяжитель, даже совсем новый ремень провиснет и его зубья начнут проскакивать.
Кроме натяжных роликов свистеть может помпа насоса охлаждения. Если шестерню насоса установили неправильно или износился подшипник, ремень ГРМ начинает стираться неравномерно. Из-за критического износа или разрушения подшипника помпу может заклинить — тогда ремень, скорее всего, оборвется.
Хозяин машины сэкономил, когда менял ремень ГРМ, и не заменил помпу. Примерно через 30 000 км ее заклинило и у ремня слизало зубья. Тем не менее машина доехала до СТО своим ходом. Фото: Алексей Федоров
Любой из этих признаков — повод поменять ремень ГРМ: есть риск, что он оборвется или ослабнет. Когда это происходит, распредвал или распредвалы останавливаются и часть клапанов замирает в открытом положении. Коленвал продолжает перемещать поршни в цилиндрах и сталкивает их с открытыми клапанами. Клапаны могут погнуться или сломаться — несколько или все сразу. А могут сломаться сами поршни, тогда стоимость ремонта двигателя резко возрастет.
Не у всех автомобилей обрыв ремня приводит к загибу клапанов: у двигателей с одним распредвалом и восемью клапанами поршень обычно не доходит до клапанов даже в самом верхнем положении. Но бывают исключения: на 8-клапанном двигателе Лады Ларгус проблема все равно остается.
Еще одно исключение — двухвальный 16-клапанный двигатель G16B 1.6 на Сузуки Гранд Витару: если ремень оборвется, клапаны не загнутся.
Сколько стоит заменить ремень ГРМ
Обычно меняют весь привод целиком, а не только ремень: оба ролика, натяжитель и часто — помпу насоса системы охлаждения. Это должно быть прописано в рекомендациях изготовителя автомобиля. Комплекты для замены для одного и того же автомобиля могут состоять из разного количества компонентов и стоить по-разному. Можно выбрать только ремень и ролики, можно купить комплект сразу с помпой.
Отдельно ремни тоже продаются, но износу подвержены все детали механизма. Поэтому важно помнить: поменять только ремень недостаточно — стоит купить и все остальные расходники привода ГРМ.
Оригинальный набор из ремня ГРМ, натяжного ролика и гайки с шайбой для двигателя BSE 1,6 л, 102 л. с. Фото: Алексей Федоров
Комплект ремня ГРМ с роликами обойдется минимум в 5000 ₽, с помпой — минимум в 10 000 ₽. Цены на отдельный ремень начинаются от 500 ₽ и могут доходить до нескольких тысяч. Зависит это как от марки авто, так и от производителя. Например, Bosсh выпускает ремни и для ВАЗов, и для иномарок, а варианты за 700 ₽ можно подобрать и на Ауди.
Ремень ГРМ вместе с роликами могут поменять за 3000—4000 ₽, а могут и за 20 000—30 000 ₽. Все зависит от марки и модели машины, а еще от того, нужно ли менять помпу.
Источник https://journal.tinkoff.ru/guide/belts-and-chains/